Массимилиано Польяни, сменивший на посту генерального директора Перри Оусинга, принял на себя руководство компанией Vertu в переломный для нее момент. Незадолго до этого, Nokia, создавшая Vertu в 1998 году в качестве филиала в Британии, продала ее частной компании EQT.
После продажи Vertu отказалась от использования операционной системы Symbian и в феврале 2013 года представила свой первый смартфон на ОС Android — Vertu Ti. Компания также отказалась от прежних планов выпускать одну модель в год — уже в октябре 2013 года был представлен смартфон Constellation.
В интервью Digit.ru Польяни рассказал о том, как сказались на компании эти изменения, почему было принято решение перейти на Android, а также о том, как компания будет развиваться.
— В чем отличие Vertu от других брендов люксовых смартфонов?
— Прежде всего в том, что категорию люксовых телефонов создала именно Vertu. Мы были первыми на этом рынке, и уже более 10 лет занимаем на нем позицию лидера.
В сознании потребителей именно Vertu ассоциируется с понятием люксового телефона — это центральный элемент нашего бизнеса, то, в чем мы имеем большой опыт. Хотя на этом рынке представлено уже несколько различных брендов, для них сегмент техники класса "люкс" является, скорее, попыткой расширить свое портфолио.
— Какие технологии сейчас применяются в смартфонах Vertu?
— Мы уделяем очень большое внимание материалам. В качестве основного материала корпуса для нового смартфона Vertu Constellation мы используем титановый сплав, который в 2,5 раза прочнее нержавеющей стали, и при этом почти вдвое легче, что позволяет нам получить одновременно надежное и легкое устройство.
Мы используем в конструкции сапфировое стекло для защиты экрана. Это, кстати, самый большой сапфировый элемент, который мы когда-либо изготавливали. Для того чтобы закрыть весь 4,3-дюймовый дисплей смартфона, необходимо использовать сапфир весом более 100 карат. Экран, защищенный сапфировым стеклом, не только практически невозможно поцарапать, — его прочность достаточна, чтобы выдержать удар 200-граммового стального шара, сброшенного на него с высоты одного метра.
Для отделки смартфона мы используем натуральную телячью кожу, поставляемую немецкой мануфактурой Weinheimer. Эта мануфактура на протяжение более 150 лет поставляет кожу ведущим домам моды.
Но значение имеют не столько сами материалы, сколько общее качество исполнения наших телефонов. Так, например, мы используем встроенный усилитель аудио и систему шумоподавления для обеспечения симфонического звучания. Для нас важны не только высококачественные материалы, но и инженеры, которые знают, как именно с ними работать.
— Сейчас все производители масс-маркета концентрируются на производительности, будет ли Vertu уделять больше внимания этому аспекту?
— Мы уже начали делать это, когда представили смартфоны коллекций Ti и Constellation. Наши покупатели выбирают Vertu не только из-за технических характеристик. Но как пользователи смартфонов, они ожидают определенного быстродействия от своих устройств, поэтому мы должны обеспечить достойный уровень производительности в своих моделях.
Мы использовали аппаратную платформу, которая вполне сопоставима или даже превосходит другие устройства на Android, и будем совершенствовать ее в дальнейшем. Сейчас в смартфонах Vertu установлен двухъядерный процессор Qualcomm Snapdragon с частотой 1,7 ГГц, 32 Гбайт встроенной памяти, 13-мегапиксельная основная камера с возможностью записи видео в формате Full HD — и это только начало.
С другой стороны, мы не хотим вступать в гонку технологий, потому что это бессмысленно — всегда есть что-то новое, можно выиграть сегодня и проиграть завтра. Когда вы оснащаете телефоны технологиями, достаточными для того, чтобы пользователям было удобно работать с устройствами, лучше сосредоточится на тех аспектах, которыми не занимаются другие компании. Например, в мире больше нет смартфонов, которые вручную собираются в Великобритании.
Если вы хотите купить смартфон только из-за его технических характеристик, то вам, скорее всего, не нужен Vertu.
— Какое влияние выход iPhone оказал на сегмент премиальных смартфонов?
— Я думаю, что iPhone оказал значительное влияние на рынок мобильных устройств в целом. На какое-то время он стал самым популярным устройством с сенсорным интерфейсом, переход к которому от простых кнопочных телефонов можно назвать настоящим технологическим прорывом. Сейчас все уже привыкли к этой технологии и требуют чего-нибудь нового.
Но я не считаю, что iPhone конкурирует со смартфонами Vertu — он нацелен на другой сегмент рынка и не является люксовым телефоном. Безусловно, с точки зрения мобильных технологий, мы предлагаем в наших телефонах такие же или похожие функции, как и у других производителей, но там, где они заканчивают работу над устройствами, мы только начинаем.
Наше педантичное отношение к производству, уникальный дизайн, материалы и сервисы в итоге и отличают наши смартфоны от других.
— Жизненный цикл современных смартфонов очень короткий, до полугода. Как Vertu борется с этим?
— Технологическое совершенствование смартфонов сейчас вышло на плато. Я имею в виду, что можно продолжать улучшать процессоры, память и экраны смартфонов, но это не окажет принципиального влияния на то, как используется устройство. Покупателей сейчас больше интересует то, как они могут выделиться из общей массы, а большие экраны и пластиковые корпуса в этом не помогают.
Эмоции, которые испытывают владельцы Vertu, можно сравнить с теми, что мы получаем от бутылки хорошего вина или ночи, проведенной в роскошном отеле, только это все-таки устройство, которым можно интенсивно пользоваться в течение двух-трех лет.
— Остаются ли в силе ваши планы поменять стратегию, выпуская несколько моделей в год вместо одной, как ранее?
— Выпустив в феврале этого года Vertu Ti, а затем в октябре смартфон Constellation, мы впервые в истории компании представили за год две модели телефонов. Но каждая из этих моделей по-своему уникальна, они не заменяют друг друга, а предназначены для разных сегментов рынка.
Мы считаем, что даже рынок товаров категории "люкс" можно сегментировать: Vertu Signature предназначен для тех, кто предпочитает традиционные мобильные телефоны, Ti относится к высшему ценовому сегменту в категории смартфонов, а Constellation — к среднему. Мы собираемся реализовывать эту стратегию и в дальнейшем.
— Как меняется бизнес Vertu с переходом на Android OS?
— После нашего отделения от компании Nokia в прошлом году мы получили возможность самостоятельно выбрать себе технологическую платформу, и мы остановились на Android. Мы выбрали эту операционную систему для наших смартфонов из-за ее широкого распространения в мире и открытости, которая позволила нам изменить ее и дополнить собственными сервисами.
До перехода на Android наша проблема была в том, что мы не могли предложить нашим покупателям полноценный смартфон. Мы не могли полностью реализовать наши сервисы на базе Symbian — из-за того, что она не является по-настоящему открытой системой. Когда мы начали использовать Android, мы смогли создать очень современный смартфон, простой и понятный в обращении, что очень важно для наших покупателей — им нужен не сложный продукт, а такой, которым легко пользоваться — это как раз Android.
— Продолжит ли Vertu линейку кнопочных мобильных телефонов?
— Мобильные телефоны все еще остаются важной частью нашего бизнеса за счет своей популярности в определенных регионах. Пользователям нравятся такие устройства, потому что они очень простые и отлично справляются со своими задачами. Наша серия телефонов Signature стала культовой, она очень высоко ценится нашими покупателями за оригинальный, узнаваемый дизайн и качество исполнения.
Сейчас многие наши клиенты пользуются смартфоном Ti или Constellation для решения рабочих вопросов в течение дня, а вечером берут с собой мобильный телефон Signature, так как не хотят отвлекаться на почту и интернет. В настоящее время на долю мобильных телефонов приходится 25-30% всех наших продаж.
— Рассматриваете ли вы возможность выпуска других категорий мобильных устройств, например, "умных" часов?
— Сейчас для Vertu очень важно совершить переход от мобильных телефонов к смартфонам, занять свою нишу на этом рынке. Мобильные устройства — наш основной бизнес: мы знаем, как их делать, и достигли в этом значительных успехов. Думаю, в дальнейшем мы могли бы освоить и другие категории продуктов. Но нам интересно развивать направления, так или иначе связанные с телефонами, так что скорее это будут аудиоустройства.
Что касается часов — посмотрим, как будет развиваться рынок. "Умные" часы, конечно, сильно связаны с использованием телефона, но я пока не вижу факторов, благодаря которым наши клиенты начнут массово ими пользоваться, не вижу больших перспектив для Vertu в этой сфере.
— Повлияет ли покупка мобильного подразделения Nokia компанией Microsoft на бизнес Vertu? Рассматривали ли вы возможность представить смартфон на Windows Phone?
— После покупки Vertu компанией EQT, доля Nokia составляет около 10%. Но это только финансовое участие, они никак не вовлечены в управление компанией. Хотя мы и были созданы Nokia, Vertu всегда была отдельной компанией с собственным производством и штатом инженеров и разработчиков. Nokia никогда не была вовлечена непосредственно в процесс создания телефонов Vertu, так что мы давно знаем, как работать в качестве самостоятельной компании, и покупка мобильного подразделения Nokia компанией Microsoft на нас никакого влияния не имеет.
Что касается Windows Phone, я считаю, что, хотя наша стратегия предусматривает сегментирование рынка, использование нескольких операционных систем было бы неэффективно для Vertu и запутывало бы наших покупателей, многие из которых имеют несколько телефонов. Использование Android позволяет нам сосредоточиться на одном направлении и предлагать пользователям популярную платформу, дополненную тщательно проработанными сервисами.
— Какие рынки являются для Vertu основными? Какова сейчас ситуация с продажами в России?
— Наш основной рынок — Азия. Китай развивается очень быстрыми темпами, и китайские покупатели очень сильно изменили свое отношение к товарам категории "люкс", так же, как и покупатели в России в свое время. Сейчас они меньше заинтересованы в "потреблении напоказ", им нужен не просто дорогой, но и по-настоящему качественный премиальный продукт. Их интересуют бренды с наследием, традициями, опытом.
Второй по величине рынок для нас — это Россия. Этот рынок всегда был очень важен для нас, с самого начала. Наши покупатели в России очень лояльны к бренду Vertu, они покупают все новые модели, когда они только появляются на рынке.
С новым подходом к сегментированию рынка и с выходом современных моделей смартфонов мы надеемся привлечь в России новых клиентов. Например, Constellation, выполненный в разных цветовых решениях, создавался для более молодой аудитории. При разработке дизайна мы намеренно сделали его в стиле "унисекс", не таким "мужским", как, скажем, Vertu Ti.
— Каким был 2013 год для Vertu?
— Этот год был для нас очень важным, я бы назвал его переломным, так как в этом году изменения затронули сразу несколько областей: сменились владельцы, менеджмент, направление развития, технологии, у нас вышли два новых смартфона. Мы усовершенствовали производство и оптимизировали продуктовое портфолио. Мы расставили все по своим местам, чтобы компания успешно росла и приносила доход. У Vertu был стабильный рост на протяжении 10 лет, и мы планируем придерживаться этих показателей и в будущем.