В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Можно выделить две главные причины необходимости внедрения интеграционной платформы для работы ПГУ с различными ИС.
Первая состоит в том, что по мере роста количества и функционального разнообразия федеральных, региональных и муниципальных ИС технологически и организационно усложняются процессы обеспечения взаимодействия ПГУ с отдельно взятой ИС. Растут также накладные расходы на обеспечение такого взаимодействия, нередки случаи появления противоречивой информации, усиливается значимость оперативности предоставления данных и др.
Вторая причина – обеспечение гибкости и развития ПГУ при внедрении новых государственных (муниципальных) услуг.
Перечисленные выше проблемы можно было бы решить внедрением единого программного интерфейса портала со всеми существующими ИС. Но замена разнородных интерфейсов на единый не всегда оправдана, тем более что такая работа требует серьезных временных и материальных затрат в коррекции существующих региональных и муниципальных ИС. Быстро меняющиеся условия и задачи внедрения государственных и муниципальных электронных услуг диктуют необходимость немедленной работы с уже имеющимися системами, что наиболее эффективно в случае приведения этих систем к "общему знаменателю" – интеграционной платформе (ИП).
Основное назначение ИП – согласование и гармонизация данных нескольких информационных систем (приложений) в определенной сфере деятельности (образование, здравоохранение, ЖКХ и др.) в соответствии с утвержденным регламентом работы ПГУ при предоставлении государственных (муниципальных) услуг. Интеграционная платформа оснащается специальными программными адаптерами для сбора в единой форме информации от различных ИС, относящихся к определенной сфере деятельности.
Платформа интеграции не является местом хранения данных, она лишь реализует собой сервер федерализации данных, позволяющий организовать интеграционные процессы для ИС при работе с ПГУ. Интеграционная платформа выполняет следующие функции:
Пользователь ПГУ через свой личный Web-кабинет в Интернете подает заявку на оказание государственной (муниципальной) услуги (ГУ) из списка предоставляемых ГУ посредством соответствующих Web-форм. ПГУ через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) передает запрос в ИП. Интеграционная платформа как сервис SaaS располагается на Национальной платформе распределенной обработки данных (НПРОД) (рис. 1).
На рис. 2 изображен пример диаграммы последовательности обработки запроса из ПГУ при предоставлении государственной (муниципальной) слуги с использованием данных из двух информационных систем – ИС-1 и ИС-N под управлением платформы интеграции.
При получении через СМЭВ запроса из ПГУ на реализацию определенной государственной (муниципальной) услуги, интеграционная платформа определяет перечень ИС, в которых находится необходимая информация. В рассматриваемом на рис. 2 примере запрашиваемая для услуги информация располагается в двух системах: ИС-1 и ИС-N. ИП отправляет запрос данных через адаптер 1 в ИС-1 и получает от нее результат обработки. Аналогично осуществляется запрос необходимой информации из ИС-N. Получив все необходимые для предоставления государственной (муниципальной) слуги данные из ИС-1 и ИС-N, интеграционная платформа возвращает результат обработки в ПГУ через СМЭВ.
Прозрачность информации для ПГУ
Благодаря интеграции данных ПГУ имеет дело с единым и единообразным интерфейсом. Прозрачность информации означает, что приложению (государственной или муниципальной услуге на базе ПГУ), потребляющему данную информацию, нет необходимости иметь представление о том, где хранятся данные. Благодаря прозрачности обработки запроса ПГУ может также не знать, какой язык или интерфейс программирования поддерживается исходной базой данных. Приложению ПГУ также необязательно знать физические условия хранения данных или то, какие используются сетевые протоколы (сетевая прозрачность).
Единообразие взаимодействия ПГУ с ИС
Приложение (государственная или муниципальная услуга на базе ПГУ), являющееся потребителем сервиса ИП, может взаимодействовать с единым виртуальным источником данных. В противном случае приложение ПГУ должно взаимодействовать с несколькими источниками данных индивидуально через различные интерфейсы и с использованием разных протоколов.
Сокращение затрат на разработку и обслуживание государственных и муниципальных услуг
Многие государственные и муниципальные услуги, реализуемые через ПГУ, могут потенциально иметь одинаковые или очень сходные запросы на информацию из определенной сферы деятельности. Согласно принципам предлагаемой платформы, интегрированное решение разрабатывается один раз и после этого используется и обслуживается централизованно в НПРОД. Таким образом, формируется единая точка входа и изменения данных для ПГУ. Такой подход сокращает расходы на разработку и поддержку программных продуктов. Аналогично однажды разработанный адаптер для интеграции конкретной ИС в определенной сфере деятельности может быть многократно использован для интеграции с множеством однотипных ИС.
Возможно, конечно, встраивание интеграционных механизмов в интегрируемые ИС, то есть коррекция существующих информационных систем таким образом, чтобы они "умели" взаимодействовать с ПГУ в правильном порядке, который отражает процесс предоставления государственных (муниципальных) услуг. Этот затратный и сложный путь приводит всю интегрированную систему ПГУ в тупик, потому что при добавлении новых приложений, внесении изменений в уже существующие услуги или хотя бы в порядок их взаимодействия, то есть в процесс предоставления государственных (муниципальных) услуг, необходимо внести изменения во многие приложения всего комплекса. Ведь все ИС "жестко завязаны", и желание что-то изменить в одном месте порождает множество попутных изменений в различных системах.
В настоящее время реализован опытный образец сегмента ИП, обеспечивающий реализацию двух видов муниципальных услуг в сфере ЖКХ: информирование о начислениях за жилищно-коммунальные услуги и информирование об объемах потребления энергоресурсов. Прикладное программное обеспечение ИП реализовано на основе свободно распространяемого программного обеспечения и языка программирования Java.
По оценкам зарубежных экспертов, на каждый доллар, вложенный в создание интеграционной платформы, приходится от 8 до 14 долларов, вложенных в разработку информационной системы на ее основе. Иными словами, практический опыт подсказывает, что именно возможность унифицированного взаимодействия представляет основную практическую ценность интеграционной платформы, поскольку экономически целесообразнее (дешевле и быстрее) реализовать единый прикладной программный интерфейс к нескольким информационным системам, чем использовать множество специфических интерфейсов взаимодействия. В результате создание ИП позволит не только сэкономить время и финансы, но и значительно повысить удобство администрирования портала государственных (муниципальных) услуг.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2012
Посещений: 7675
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций