Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новые технологии ЦОД

Сегодня появляется множество новых технологий, предлагаемых вендорами, как ответ на запросы собственников дата-центров. В Европе ряд инновационных решений находится на стадии апробации или уже прошли этот этап. Новые разработки выходят и на российский рынок, позволяя заказчикам существенно сокращать ТСO.
Сергей Андронов
Директор департамента проектирования,
внедрения и сопровождения центра сетевых решений
компании "Инфосистемы Джет"

Дизельные роторные ИБП-системы (DRUPS)

В статью эксплуатационных расходов на дата-центры так или иначе входят источники бесперебойного питания (ИБП). При использовании ИБП даже при соблюдении должных регламентных работ заказчики неизбежно сталкиваются с необходимостью планового замена батарей, что составляет существенную статью расходов.

В решении DRUPS (Diesel rotary uninterruptible power supply – дизель-генераторный источник бесперебойного питания) батареи как класс отсутствуют. За счет источника кинетической энергии (в большинстве случаев это маховик или кинетический модуль) обеспечивается режим автономной работы на момент запуска дизеля. Однако, как и любое решение, DRUPS имеет свои преимущества и недостатки. Например, при отсутствии капитальных затрат на батареи существуют расходы на ремонт дизельных двигателей и другие сопутствующие издержки на эксплуатацию. По сравнению с классической схемой решение требует гораздо более частых запусков дизеля. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций не остается времени на размышления, необходимо ли запускать дизель. Частое количество запусков логично требует большего количества дизельного топлива, для которого необходимы дополнительные емкости для хранения, что также является существенной статьей расходов.


Необходимо также обратить внимание на такой параметр, как время восстановления системы в случае отказа. Минимальный срок для полного восстановления DRUPS составляет 24 часа. При этом вероятность возникновения неожиданных аварий при использовании решения значительно выше в сравнении с использованием батарей. Это объясняется тем, что химические элементы в составе батарей поддаются контролю значительно легче (например, с помощью специальных систем мониторинга).

Использование дизельных роторных ИБП целесообразно, когда требуется обеспечить мощность от 200 кВт и выше. С учетом окупаемости и рентабельности бизнеса владельцев дата-центров применять DRUPS рекомендуется для обеспечения ЦОД мощностью от 1 МВт и более. Это и есть минимальный шаг для наращивания, что потребует значительных первичных инвестиций, несоответствующих увеличению мощности серверного оборудования. Например, если ЦОД мощностью 1 МВт – вы обеспечиваете резервирование с помощью двух DRUPS по 1 МВт каждый по схеме 1+1, и когда мощность дата-центра начинает расти, чтобы сохранить резервируемость, нужно добавить DRUPS мощностью 1 МВт, получив тем самым схему 2+1. В случае со статическими ИБП ситуация иная: на рынке они представлены в широком диапазоне. Соответственно мощность можно наращивать постепенно.

Другой статьей расходов в ЦОД являются системы кондиционирования. Дизельные роторные ИБП-системы позволяют сократить инвестиции за счет терпимости к переменам температур в отличие от батарей, которые требуют строгого режима эксплуатации.

Важным аспектом при использовании любого решения является наличие нормативно-правовой документации. К сожалению, необходимого пакета документов на дизель-роторные ИБП в России пока нет. При их ввозе в страну и прохождении таможни возникают значительные трудности. Но полагаем, что этот вопрос достаточно быстро разрешится.

Фрикулинг

Энергосберегающие решения для ЦОД присутствуют на российском рынке достаточно давно и, можно сказать, получили "прописку" в нормативных требованиях, которым придется соответствовать (рекомендации стандарта TIA-942). Основная идея классического фрикулинга – использование температуры окружающей среды для охлаждения серверной. Существующие на рынке решения позволяют заказчикам экономить энергию, которая потребляется кондиционерами, и охлаждать серверное помещение за счет температуры окружающего воздуха. Эффективность системы кондиционирования обеспечивается за счет таких факторов, как экономия электроэнергии и выбор оптимального способа доставки холода. На сегодняшний день представлено немало способов повышения энергоэффективности. Наиболее распространенный – это использование изолированных "горячих" и "холодных" коридоров. Кроме того, есть немало способов охлаждения самих стоек вплоть до установки систем охлаждения непосредственно на процессоры.

Если рассматривать передовые системы фрикулинга, присутствующие на российском рынке, то нужно сделать ограничение, что компрессоры в этих системах включаются при температуре наружного воздуха выше +5 град. Однако это время составляет всего около 50% от всего годового периода. В таких системах PUE составляет не менее 1,5 (что является нормой для российского рынка). Производители решений по системам кондиционирования предлагают FFC-решения, способные поднять планку до +18 град., что составляет примерно 88% общегодового времени. Однако есть определенные особенности, которые необходимо знать при реализации этих решений.

"Колесо Киото"

Другим решением, направленным в сторону повышения энергоэффективности, является "колесо Киото", или так называемое колесо высоких температур. В основе его работы заложена все та же идея использования воздуха окружающей среды для охлаждения. По нашим расчетам, примерно 3–4% от годового периода показатели наружного воздуха выше, чем требуется для подачи в стойки. Принцип работы колеса довольно прост: образуются два контура, по которым циркулирует воздух, между ними ставится ротор, выполняющий функции теплообменника. За счет использования ротора теплового обмена, половина которого располагается во внутренней части, а другая половина – во внешней части здания, система может переносить тепло из помещения наружу.


По сравнению с традиционной системой кондиционирования расходы энергии на охлаждение снижаются на 5–7%, PUE составляет около 1,13 (без учета потерь от других систем). Решение для российского рынка не новое и обсуждается уже несколько лет. Однако российские пользователи относятся к технологии довольно осторожно: смущают и размеры, и отсутствие опыта адаптации на нашем рынке. Специалисты интеграторов обладают достаточной компетенцией, чтобы развернуть данное решение, однако пока "нет спроса – нет предложений".

Модульные ЦОД

Хотелось бы вкратце остановиться на модульных дата-центрах, новом направлении, оказавшемся достаточно востребованным на рынке. Модульные ЦОД приобрели актуальность из-за высокой масштабируемости и сжатых сроков разворачивания (3–4 месяца). В основе решения лежит модульная технология, которая позволяет достаточно легко "наращивать" необходимые системы, исходя из конкретных задач. Как правило, модульный ЦОД требуется, когда необходимо предоставлять услуги co-location – для снижения затрат на старте или если требуется развернуть резервный ЦОД в сжатые сроки.


Еще одним преимуществом является управляемость решения, поскольку все компоненты стандартны и прогнозируемы. С учетом особенностей строительных площадок в Москве решение может оказаться довольно выгодным и широко применяемым. Однако и у него есть свои недостатки – например, трудность адаптации под нестандартное оборудование. С тем же "колесом Киото" решение практически не совместимо.

Топливные ячейки

Топливные ячейки, как перспективная технология, начали разрабатываться относительно давно, однако спрос на них начал зарождаться только сейчас, и обращение к ним, на наш взгляд, со временем неизбежно.

В нашей стране топливные ячейки пока остаются на уровне экспериментальных исследований, находящихся под контролем государства. Решение имеет очевидные плюсы – высокий КПД (около 45–50%), экологичность производства (из-за низких топливных выбросов в атмосферу), легкая масштабируемость (за счет добавления отдельных блоков), удобство размещения и надежность. В числе минусов – значительные начальные капиталовложения и отсутствие инфраструктуры для производства самого топлива. Технологический процесс требует чистого водорода. Его можно получить из природного газа, но для этого необходимы установки по переработке газа и его транспортировке. И здесь действует своего рода замкнутый круг: нет спроса на топливные ячейки – нет инфраструктуры, поэтому решение не пользуется популярностью.

Конечно, эта статья обзорная и не претендует на полное изложение темы, но здесь мы попытались показать, какие технологии "будоражат умы" российских заказчиков. Стоимость внедрения достаточно легко просчитывается, есть и компании, готовые предложить наилучшее решение, осталось только определиться с целями и сроками.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2011
Посещений: 7435

Статьи по теме

  Автор

Сергей Андронов

Сергей Андронов

Директор департамента проектирования,
внедрения и сопровождения центра сетевых решений
компании "Инфосистемы Джет"

Всего статей:  2

В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций