В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В каждом регионе мира, безусловно, существует своя специфика потребления облачных услуг. Российские заказчики тоже имеют свои уникальные требования, сформированные прежде всего историей и средой обитания российского бизнеса.
В первую очередь в России очень слабо развито понятие доверия, тем более к облачным технологиям. Облаками зачастую начинают пользоваться, когда собственные IT-ресурсы не обеспечивают надлежащую экономическую безопасность, конфиденциальность и/или отказоустойчивость. На самом деле, низкое качество офисных IT-инфраструктур очень распространено. Все определяет цена их сопровождения. Бизнес тратит минимально необходимые средства для функционирования своей IТ-инфраструктуры, и периодические катастрофы ничего не меняют.
На этом фоне облака, в которых на формальном и техническом уровне гарантированы понятия отказоустойчивости, резервного копирования, мониторинга и хотя бы контроля безопасности, за сравнимые с поддержкой собственной IT-инфраструктуры деньги достаточно привлекательны и безопасны.
Продолжая тему доверия, хочется отметить, что для российских заказчиков важна эскалация проблемы на максимально возможный уровень, желательно до генерального директора. Для провайдера это стимул создавать систему так, чтобы эскалация не понадобилась. Опять же вследствие относительно короткого периода существования бизнеса у нас часто принято доверять не организациям, а людям.
Наше государство подталкивает развитие облачных технологий при размещении систем ПДн в соответствии с требованиями 152-ФЗ "О персональных данных". Дело в том, что от операторов облаков требуется не только обеспечение безопасности ПДн, но и выполнение обязательных сложных и дорогих мероприятий по указанным государством методикам. Провести все мероприятия в офисе дорого и сложно, тогда как в облачной инфраструктуре часть мероприятий выполняется в любом случае (например, требования резервного копирования, политики паролирования и т.п.), а другая часть выполняется за счет использования сертифицированных средств защиты одновременно для нескольких клиентов, что существенно удешевляет их использование. Мероприятия по защите выполняются по типовому сценарию, что также на порядок уменьшает их стоимость.
Другой особенностью российского бизнеса является его консервативность, он не склонен активно использовать инновации, если в этом нет никакой необходимости. Однако существуют и некоторые "живые" отрасли с реальной конкуренцией: интернет-сервисы, электронная коммерция, риелторские услуги, туризм, телекоммуникации и прочие, в которых использование современных IT дает существенное конкурентное преимущество. Они и являются драйверами облачного рынка.
Еще одна особенность российских компаний - уникальность бизнес-процессов. Не найдется двух компаний на одном рынке, в которых внутренние процессы строились бы одинаковым образом, с использованием идентичных решений. Эта повсеместная уникальность мешает развитию рынка SaaS, то есть рынка готовых сервисов, настроенных на некие стандартные бизнес-процессы.
Многие облачные провайдеры делают, на мой взгляд, ошибку, пытаясь продать свой сервис напрямую бизнес-подразделениям российских компаний. IT-ресурсами в компаниях по-прежнему рулит IТ-специалист (свой или приходящий из IТ-аутсорсинговой компании), и он блокирует любые попытки обойти его или уменьшить его значимость. В связи с этим наибольшую перспективу в ближайшее время имеют облачные сервисы низкого уровня (IaaS), которые представляют собой инструментарий для IT-специалиста с понятными и привычными возможностями, повторяющими возможности офисной IT-инфраструктуры. Перспективу также имеют сервисы более высокого уровня (SaaS), которые прозрачно интегрируются в существующую IТ-инфраструктуру.
В целом российский рынок уже выработал несколько сценариев, где облачные технологии имеют явные плюсы по сравнению с офисной IT-инфраструктурой: размещение важных бизнес-данных вне офиса, объединение и централизация IТ-инфраструктур филиалов, консолидация дочерних компаний крупного бизнеса, обеспечение требований 152-ФЗ, интернет-сервисы, использование удаленных сотрудников из регионов, сезонный бизнес, бизнес без офиса и т.п. Дальнейшие значимые шаги облака будут делать по мере того, как российские IT-специалисты и IT-сообщество в целом начнут с большим доверием относиться к данной технологии.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2013
Посещений: 7185
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Решения корпоративного класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций