Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Фиксированный ШПД: прогнозы развития отрасли в мире на период до 2025 г.Fixed broadband: the forecasts of the industry in the world for the period up to 2025

Представляем краткие результаты исследования, проведенного J’son & Partners Consulting, о прогнозах развития фиксированного ШПД, стратегии развития операторов, выбранной ими бизнес-модели и продуктовом портфеле.

Present brief study conducted J'son & Partners Consulting, on projections of fixed broadband, the development strategy of the operators, their chosen business model and product portfolio.

Развитие мирового рынка фиксированного ШПД

Несмотря на рост мировой абонентской базы на 5–7 %, который будет продолжаться и дальше, темпы роста выручки операторов падают, и, по прогнозам J’son & Partners Consulting, уже в 2019 г. общая выручка в мире начнет падать. Причиной тому является среднемировое падение ARPU абонента фиксированных сетей, происходящее из-за ценовой эрозии, а также конкуренции с другими услугами – мобильной связью и ОТТ-сервисами от третьих компаний.

Выходом для операторов в этой ситуации может быть только радикальный пересмотр их бизнес-модели в сторону трансформации из классического проводного оператора в провайдера сервисов инфраструктуры и облачных услуг. Такая трансформация позволит операторам радикально расширить свой продуктовый портфель и успешно защищать свою абонентскую базу от эрозии под воздействием замещающих ОТТ-услуг, а также обеспечить конвергенцию с мобильным ШПД.

В части услуг ШПД-доступа прогнозируется изменение структуры рынка по технологии доступа: в связи с ростом потребностей абонентов в части пропускной способности сетей доступа доля оптической технологии на "последней миле" будет расти опережающими темпами и к 2025 г. может составить 45 % (см. рис. 1).


В области контентных услуг гибридизация Интернета и ТВ привела к тому, что операторы более не являются ключевым звеном в доступе абонентов к контенту. Это означает, что операторам приходится бороться за абонента таких сервисов не только с собой, но и с замещающими ОТТ-сервисами. По оценке аналитиков и прогнозам J’son & Partners Consulting, в связи с этим доля доходов классических операторов кабельного ТВ (аналогового и цифрового) будет продолжать снижаться за счет увеличения доли OTT и IPTV, и к 2025 г. классические операторы будут претендовать лишь на 56 % общих доходов отрасли (см. рис. 2).

Эволюция инфраструктуры операторов с учетом тенденций развития отрасли

С учетом общих тенденций развития отрасли можно сказать, что традиционная бизнес-модель операторов фиксированного ШПД, основанная на вертикально-интегрированной технологической модели сети с аппаратно-зависимыми сервисами и односторонней рыночной модели, когда источником доходов являются только абоненты сети, более не может обеспечить конкурентоспособности операторов. Дальнейшее следование такой бизнес-модели может уже в ближайшие годы превратить их в "трубу" для доступа к ОТТ-сервисам третьих компаний.


Для того чтобы избежать этой участи, операторам следует радикально изменить модель бизнеса как в технологическом, так и в коммерческом аспекте. Только переход к двусторонней бизнес-модели вкупе с трансформацией в провайдера цифровых сервисов на основе облачной платформы оказания услуг и переход на технологическую платформу SDN/NFV, обеспечивающую виртуализацию функций не только опорной сети, но и абонентского оборудования, может обеспечить долговременное устойчивое развитие оператора фиксированного ШПД.

Основные выводы исследования

  • Операторы ШПД приблизились к рубежу, за которым неизбежна необходимость радикального изменения технологической и бизнес-модели.
  • Конкуренция с ОТТ, стоимость услуг, качество контента и инновации являются главными факторами, определяющими динамику абонентских баз операторов фиксированного ШПД.
  • Доходы операторов от оказания услуг ШПД будут падать, компенсировать выпадающие доходы они смогут только за счет оказания контентных и других дополнительных услуг.
  • Рост потребления контента стимулирует модернизацию сетей.
  • Универсальной технологической стратегии для операторов фиксированного ШПД нет, но в горизонте 2025 г. основной технологией "последней мили" станет оптика.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2015
Посещений: 2975

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций