В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Применительно к России называется несколько основных предпосылок к возникновению национального1 и внутрисетевого2 роуминга, в частности:
Предложения отменить внутрисетевой роуминг в России активно обсуждаются последние несколько лет (табл. 1). В конце 2012 г. депутаты Ярослав Нилов и Ильдар Гильмутдинов внесли в Госдуму поправки в закон "О связи" об отмене внутрисетевого роуминга. В феврале 2013 г. Минкомсвязи в целом поддержало законопроект об отмене внутрисетевого роуминга, подчеркнув, однако, что законопроект нуждается в серьезных доработках. В частности, должны быть конкретизированы правила оказания услуг абоненту, пользующемуся сетью своего оператора за пределами "домашнего" региона.
Прорабатывается, например, такая схема. Абонент, подписавший договор с оператором в "домашнем" регионе А, приезжая в регион Б ("гостевая сеть") будет разговаривать с абонентами того же оператора из этого региона Б, не платя за роуминг, по местным тарифам3 и не платить за входящие звонки, поступившие от абонентов из региона Б4. При этом предполагается, что абонент остается при перемещениях в сети своего оператора. Однако звонки за пределы региона Б, как и ранее, будут считаться междугородными и оплачиваться по соответствующим тарифам. Входящие звонки из других регионов также будут считаться междугородными, так что оплачивать их будет принимающий абонент.
Между тем депутатами Госдумы ранее предлагалось ввести такую схему тарификации в роуминге, при которой разговоры между абонентами внутри России, независимо от их местонахождения, оплачиваются по единым тарифам. Другими словами, Минкомсвязи предлагает реформировать национальный роуминг, сохранив междугороднюю составляющую в тарифе, мотивируя это тем, что операторы, согласно отраслевому законодательству, должны пропускать трафик через зоновые и междугородные сети при соединении абонентов из разных регионов и нести соответствующие затраты. Таким образом, министерство фактически поддержало не проект депутатов Госдумы, а саму идею отмены "налога на перемещение" (роуминга) абонента между субъектами Федерации.
В феврале 2013 г. вице-президент "Ростелекома" Наум Мардер направил в Минкомсвязи письмо с возражениями против законопроекта депутата Госдумы Ярослава Нилова, предусматривающего отмену внутрисетевого роуминга в России. Г-н Мардер предупреждает: чтобы компенсировать потери от отмены внутрисетевого роуминга, сотовые операторы будут вынуждены повысить тарифы и на местные звонки. По его мнению, новый закон "будет иметь негативные последствия для развития отрасли, а также не приведет к положительному социальному эффекту".
Депутаты Госдумы, мобильные операторы и Минкомсвязи договорились о поэтапной отмене внутрироссийского роуминга. При этом исчезнет и плата за фиксированную междугородную связь. Полная отмена роуминга повлечет снижение выручки для каждого из операторов "большой тройки" на 5 млрд руб. ежегодно, предупреждает МТС.
14 февраля 2013 г. на заседании Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи участники рынка обсуждали отмену внутрироссийского роуминга. Замглавы Минкомсвязи Денис Свердлов согласился с рядом предложений операторов и заявил, что порядок строительства сетей уже упрощен, и обещал, что "к лету все изменения вступят в силу"5.
В феврале 2013 г. Ассоциация региональных операторов связи (АРОС) подготовила к рассмотрению в Минкомсвязи свои предложения в новый закон "О связи". По мнению АРОС, "региональные операторы, не имеющие лицензий по всей стране, дискриминируются операторами с федеральными лицензиями, которые предлагают межоператорские услуги по нерегулируемым ценам". Ассоциация предлагает ввести госрегулирование тарифов на межоператорские услуги роуминга. Это, по мнению АРОС, "поможет региональным абонентам обслуживаться в гостевых регионах по ценам, не выше действующих для местных абонентов". Такое предложение поддерживает в том числе крупнейший региональных оператор ТеIе2, а крупные федеральные операторы и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) - против6.
Исторически роуминг появился в крупных по территории государствах (США, Индия, Китай) на этапе становления мобильной связи. На тот момент роуминг играл роль инструмента государственного регулирования отрасли. Его задачей был вывод на рынок новых игроков, не имеющих национальных сетей (либо лицензий на их развертывание). Более того, со стороны крупных операторов введение роуминга вызывало протест, преодолевать который приходилось с помощью изменения регулирования.
Так, ярким примером могут служить США, где в силу исторических особенностей формирования рынка мобильной связи отсутствовало понятие "внутрисетевой роуминг". При этом межсетевой (межоператорский роуминг) предоставлялся в форме взаимозачета. Рынок мобильной связи США можно считать зрелым рынком с развитой конкуренцией. В таких рыночных условиях межсетевой роуминг, в частности, полезен региональным операторам, осваивающим новые территории. Следует отметить, что постановление Федерального агентства связи, обязывающее мобильных операторов заключать договоры о data-роуминге на коммерчески обоснованных условиях со всеми заинтересованными контрагентами, вызвало протест со стороны таких гигантов отрасли, как Verizon Wireless и AT&T.
Более интересным примером для России может служить Канада, схожая с Россией такими показателями, как размер территории (2-я в мире) и плотность населения. Интересно, что, как и в России, на рынке мобильной связи Канады доминирует "большая тройка" операторов (рис. 1).
Противоположным примером может служить Индия, в которой сложилась иная модель взаимодействия операторов в вопросах роуминга. Так, несмотря на активную роль государства в вопросах развития связи в Индии (например, в стране с участием государства сформирован единый оператор антенно-мачтовых сооружений), межоператорские взаимоотношения не регулируются правительством. Формирование покрытия мобильной связью и рост мобильных операторов проходил в рамках одного штата. Темпы роста рынка, размеры штатов и плотность населения - эти и другие факторы позволяли операторам обходиться без введения внутрисетевого роуминга. При этом цены на межсетевой роуминг не являются завышенными. Так, при средней цене минуты внутри сети в $0,01, цены на межсетевой роуминг составляют $0,01-0,05. С другой стороны, отсутствие государственного регулирования роуминга усложняет заключение договоров - такая ситуация часто возникает, например, в тех случаях, когда операторы имеют различное покрытие (лицензионная зона одного оператора значительно шире лицензионной зоны другого). Это становится одним из драйверов объединений операторов, примером которого является альянс Mobile First. Этот союз заключили 4 региональных оператора с небольшими абонентскими базами, и весьма вероятно, что объединение будет расти за счет новых членов.
В противовес Индии в странах Европейского союза регулятор довольно активно вмешивается в вопросы тарификации и организации роуминга. К 2000 г. на территории ЕС работало несколько крупных операторов с сетями, покрывающими несколько государств. Тарификация роуминга характеризовалась как непрозрачная, причем этот процесс осложнялся высокой мобильностью населения и различными валютами, которые затрудняли биллинг.
В результате комиссариатом по телекоммуникациям ЕС было принято решение о реформе регулирования тарифов на межсетевой роуминг. Реформа предусматривала установление ступенчатых лимитов на тарификацию, которые позволили бы плавно снизить стоимость услуг связи для абонентов и адаптировать стратегии операторов связи, чтобы избежать резкого снижения эффективности деятельности и компенсации упущенных доходов от межсетевого роуминга за счет других услуг.
Реформирование включает в себя несколько этапов за период с 2007 по 2017 г., после чего, как предполагается, наднациональное регулирование закономерно уступит место рыночному. Реформа, в частности, предусматривает в десятилетний период двукратное снижение цен на исходящие SMS и шестикратное снижение тарифов на исходящие звонки. Наиболее существенное снижение должно коснуться передачи данных: тарифы должны снизиться в 20 раз.
Стоимость минуты исходящих звонков для потребителей должна снизиться минимум в 2,6 раза, стоимость исходящих SMS - в 1,8 раза, стоимость data-роуминга - в 3,5 раза (за регулируемый период), а стоимость входящих звонков - в 4,5 раза. При этом реализация принципа "все входящие бесплатно" не является обязательной (рис. 2).
Содержание реформы предусматривает также установление единых тарифов на конвертацию валют, используемых в еврозоне, для упрощения процесса биллинга.
По данным исследования тарифных планов зарубежных операторов, проведенного J'son & Partners Consulting еще в феврале 2011 г., было определено, что исходящий вызов внутри сети одного оператора имеет фиксированную стоимость, которая не зависит от географической удаленности вызываемого абонента. Таким образом, понятие внутрисетевого роуминга в странах исследования7 отсутствует. При этом средняя стоимость минуты исходящего вызова внутри сети одного оператора оказалась существенно выше (от 2,67 руб. в США до 9,34 руб. во Франции8) среднероссийских показателей, что позволяет зарубежным операторам компенсировать соответствующие затраты.
К настоящему времени крупнейшие операторы сотовой связи России вывели на рынок большое разнообразие тарифных опций, позволяющих абонентам существенно снижать свои расходы во внутрисетевом роуминге. Это снижает привлекательность идеи отмены внутрисетевого роуминга для абонентов, но не ставит под сомнение необходимость реформы отраслевого законодательства, в результате которой внутрисетевой роуминг может постепенно "отмереть" под действием рыночных механизмов, без дальнейшего вмешательства регулятора.
Вероятно также, что отмена внутрисетевого роуминга вызовет коррекцию абонентской базы (активных SIM-карт) за счет снижения продаж "отпускных", "командировочных", "студенческих" и пр. SIM-карт.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2013
Посещений: 5707
Статьи по теме
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций