В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Своего провального дна производство оптических кабелей (ОК) на предприятиях ассоциации "Электрокабель" достигло в 2009 г., объемы составили 2519 млн км в одноволоконном исчислении. Падение, как известно, было вызвано мировым финансово-экономическим кризисом, охватившим в 2008 г. все развитые экономики мира.
Начиная с 2002-го (после мирового телекоммуникационного кризиса в 2001 г.) до 2008-го и затем после 2009 г. наблюдался устойчивый рост производства оптических кабелей со средними темпами развития порядка 30% до 2008 г. и порядка 68% в период с 2009 по 2011 г. (рис. 1а).
Однако 2012 г. преподнес неприятный сюрприз - падение производства почти на 1,2 млн км в одноволоконном исчислении (рис. 1а). Анализ поквартального выпуска оптических кабелей показывает продолжение падения объемов производства и в 2013 г. (рис.1б).
Не только абсолютная величина уменьшения потребления О К, но и динамика снижения производства указывают на негативные тенденции развития в области проводной связи.
Если незначительные объемы производства большинства типов электрических кабелей связи являются объективной реальностью (рис. 2), связанной с внедрением более совершенных конструкций СКС (LAN) и ОК, то уменьшение потребления ОК - казус, который заставляет усомниться в правильности выбранных Минкомсвязи приоритетов.
Что же может с объективной точки зрения объяснить снижение потребности ОК?
Анализ потребления ОК в мире не подтверждает этот тезис.
Китай демонстрирует постоянный рост потребления и производства: 100 млн км - это почти половина общего потребления в мире (рис. 3).
США - стабильность в среднем на уровне 32 млн км (рис. 4) обеспечивается на федеральном уровне с помощью программ развития той или иной области связи, которая поддерживается государственными структурами.
Европа - средневзвешенное потребление ОК находится на уровне 26 млн км (рис. 4).
Япония, как и европейские государства, поддерживает уровень необходимой достаточности в ОК в пределах 35-36 млн км.
По заявлению представителей государственных структур, кризиса в 2009-2012 гг. в России не было. Правда, в конце 2012 г. ВВП России упал почти на 4% и о кризисе вновь заговорили. С точки зрения макроэкономической политики падение производства на 1,2 млн км ОК несравнимо с 4% ВВП. Не те масштабы. Но за этим миллионом стоит благополучие рабочих и специалистов кабельной промышленности, а также возможность выполнения обещания президента о создании какой-то части из 25 млн рабочих мест для высококвалифицированного персонала, так как производство ОК в настоящее время отнесено к хай-тек-технологиям.
Если ранее почти весь рост потребления ОК шел за счет развития сетей центральных регионов, то в настоящее время их потребительская способность приближается к насыщению.
Судя по всему, близок к полному осуществлению перевод магистральных сетей на оптические кабели. Общая протяженность оптических магистралей к 2012 г. должна составить не менее 290 тыс. км (из доклада министра связи и массовых коммуникаций на расширенном заседании коллегии Минкомсвязи России 12 мая 2010 г.).
Массовая компьютеризация и цифровизация тормозятся из-за отсутствия технической и экономической базы на территории России. За примером ходить далеко не надо.
Обратимся к выступлению министра Минкомсвязи Н.А. Никифорова на пресс-конференции 11 июля 2012 г., выдержки из которого опубликованы в журнале "Электросвязь", № 7/2012. Остановившись на приоритетных направлениях, министр отметил: "В России имеется более 140 тыс. населенных пунктов, где проживающие там граждане не имеют доступа к современным услугам связи".
Упрощенно: в крупных городах - все, а на периферии - ничего. Возникает так называемое цифровое неравенство. Во что оно может обойтись экономике страны? Там же министр отвечает на этот вопрос: "Решение проблемы цифрового неравенства стратегически важно еще и потому, что каждые 10% проникновения ШПД увеличивает ВВП на 1,38%". Если учесть (опять же по данным министра), что доля информационных технологий в ВВП России составляет 3,9%, то "...в Российской Федерации есть объективно серьезный потенциал в этой точке роста, и планируем его развивать".
Итак, диагноз поставлен. Приоритеты обозначены. Но назвать эти приоритеты новыми вряд ли можно. В России эта область связи развивалась хаотично и не имела какой-либо скоординированной программы.
При обсуждении этой проблемы бывший заместитель министра Минкомсвязи Н.С. Мардер ("Вестник связи", № 1/2008) отметил, что: "Имеются две проблемы, сдерживающие внедрение технологии FTTH на сетях доступа:
В 2011 г. вопрос развития сетей ШПД снова был поднят на XII Международном форуме МАС-2011, где Н.С. Мардер высказал следующее: "Можно сколько угодно расширять пропускную способность магистральных сетей, но если на абонентском участке скорость будет определяться десятками килобайт в секунду, то всем остальным инновациям грош цена".
Проблема ШПД опять осталась в неопределенности. Надо сказать, что к этому времени в мире сети ШПД нашли самое широкое применение.
Россия в 2011 г. на пике нерегулируемого производства ОК с 39% проникновения в домашние хозяйства находилась на 14-м месте.
Но вот после 2011 г. прошло еще два года, и опять возник вопрос о приоритете этого направления. Так есть ли прогноз по развитию ШПД или нет?
И вторая проблема - средства на развитие ШПД. Если ШПД - ключевой элемент информационной инфраструктуры, то почему средства на развитие ШПД не доходят, в частности, до изготовителей кабелей связи? Запланирована ли государственная поддержка или нет? И вообще, как приоритеты, расставленные министром, будут претворяться в жизнь - в виде федеральных программ, национальных планов Минкомсвязи как основного регулятора или каким-то другим способом?
Получается, упущенная выгода может достигнуть астрономической величины, а производство ОК падает.
Что-то в данной схеме не совсем соответствует требованиям времени. Ведь, кроме того, что 140 тыс. населенных пунктов имеют проблемы со связью, из них 50 тыс. не имеют электроснабжения.
В настоящее время одним из направлений является применение модели ОТТ (Over-the-Top), когда поставщик услуг пользуется уже созданной мультисервисной инфраструктурой, что существенно снижает порог вхождения в рынок.
Уровень конкуренции возрос, и маржинальность бизнеса стала намного меньше, а ошибки за принятые решения чреваты высокой финансовой ответственностью. Рынок требует быстрых решений высокой степени надежности и рентабельности.
Это заставляет операторов создавать свою клиентскую базу, обеспечивающую устойчивость экономического положения. Однако если на Западе имеющаяся инфраструктура и насыщенность линиями связи по всей территории позволяет заняться проблемами индивидуального клиента, то в России до этого далеко. Операторы вынуждены заниматься созданием вертикальной структуры по всей территории РФ, а это очень затратная статья расходов.
Правда, Д.Л. Свердлов, заместитель министра (ответственный за госполитику в отрасли), на той же пресс-конференции 2012 г. озвучил следующую идею: "Необходимо пересмотреть подход к регулированию отрасли с учетом новых технологий", учитывая, по его же заявлению, "...что система регулирования связи давно не менялась, технологии ушли вперед, а принципы регулирования, к сожалению, остались старыми".
Особое внимание - развитию инфраструктуры связи. Правда, это прозвучало в контексте следующего разъяснения: "Если бы в процессе проектирования дорог учитывались требования к связи, вопросы по землеотводам, по электричеству, мы бы не имели сегодня проблемы с покрытием федеральных дорог".
Годом позже (11 мая 2011 г.) министр Минкомсвязи РФ И.О. Щеголев на расширенном заседании коллегии отметил более определенно, что нужно России:
"Самой большой стране мира нужна современная инфраструктура - магистрали, "последняя миля", терминалы... Сети фиксированной связи нужны людям не меньше - это не только надежная и недорогая связь с близкими людьми, но и очень быстрый Интернет, IPTV, возможность доступа к широчайшему спектру услуг - от государственных и муниципальных до дистанционного обучения и телемедицины".
В контексте этого отметим, что кабельная промышленность располагает огромным потенциалом как по объемам производства, так и по выпуску требуемого номенклатурного ряда любых типов оптических, а при необходимости, и комбинированных (электрооптических) кабелей для всех условий прокладки на территории России и для решения задач в телекоммуникациях, включая обеспечение доступности услуг связи для людей, проживающих в сельской местности, а также в удаленных и труднодоступных регионах.
А пока оптические кабели теряют в объемах производства. Прогноз ложится на самих же производителей.
И в заключение - отсутствие федеральных программ, национальных планов развития проводной связи будет постоянно являться дестабилизирующим фактором при планировании развития производства оптических кабелей связи - и не только в количественных показателях, но и в проектировании новых конструкций, разработке новых типов материалов, а также в экономических показателях, что особенно важно в условиях работы с ВТО.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2013
Посещений: 5307
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций