В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Об инициативах и направлениях работы Федеральной антимонопольной службы России в сфере связи и информационых технологий редакции рассказала Елена Заева, начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России.
About initiatives and areas of work Federal Antimonopoly Service of Russia in the field of Communications and Information Technologies tells Elena Zaeva, head of Communications Regulation and information technology, FAS Russia.
– Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности Федеральной антимонопольной службы России в сфере информационных технологий и связи? Какие проблемы сегодня наиболее актуальны для вас?
– Функционирование рынков услуг связи и IT имеет свои существенные особенности, которые должны учитываться при определении способов и методов государственного регулирования, приоритетом которого являются обеспечение глобального информационного обмена, реализация конституционного права граждан на информацию, повышение инвестиционной привлекательности отрасли и ее эффективного развития.
Прежде всего, это деятельность в условиях ограниченности ресурсов:
Телекоммуникационный рынок – один из примеров успешной технологической конкуренции, когда традиционные услуги дополняются, а подчас и вытесняются новыми услугами. Если 10 лет назад технология определяла функционал услуги, то теперь происходит наоборот – потребитель все меньше задумывается, по какой технологии ему оказывается услуга, он выбирает функционал, основываясь на цене и качестве предложения.
Еще одна важная особенность конкуренции на телекоммуникационных рынках – это невозможность обособленной деятельности конкурентов.
Информационные технологии являются драйвером развития как рынков связи, так и других рынков, так как привносят в функционирование различных отраслей новый функционал. Поэтому регулирование должно, по нашему мнению, исходить из необходимости сохранения и стимулирования развития IT как открытого рынка для инноваций с низкими барьерами доступа.
Основная парадигма антимонопольного регулирования в сфере IT и связи сегодня – это технологическая нейтральность во всех основных аспектах: распределение ограниченных ресурсов, взаимодействие сетей электросвязи, лицензирование, доступ к инфраструктуре, сетям и трафику.
Подход, основанный на недискриминационном доступе к телекоммуникационным сетям и трафику, например, сейчас активно обсуждается рабочей группой по сетевой нейтральности, которая функционирует при ФАС России и в которую входят как регуляторы, так и участники рынка – операторы связи и IT-компании.
– Как, на ваш взгляд, развиваются антимонопольное регулирование и политика на телекоммуникационном рынке?
– В свете вышеизложенного мы полагаем, что приоритетным для ФАС России является определение "правил игры", создание нормативной правовой базы, которая сформирует оптимальный баланс интересов производителей и потребителей, эффективное развитие отрасли.
В вопросах, где нет необходимости жесткого законодательного закрепления прав и обязанностей участников, мы полагаем целесообразным определять "кодексы поведения на рынке", которые вырабатываются ФАС России совместно с участниками рынка и потребителями.
– Недавно стало известно о предложениях ФАС России по дерегулированию естественных монополий: услуги фиксированной телефонной связи могут быть заменены услугами сотовой связи при условии ее доступности. Служба предлагает полностью отменить тарифы на услугу междугородных звонков в сетях фиксированной связи. Получили ли эти предложения дальнейшее развитие? И готовы ли к этому операторы?
– ФАС России по результатам серьезной аналитической работы по исследованию рынка услуг телефонной связи, которая включала в себя опрос потребителей Российской Федерации, оценку доступности услуг телефонной связи, оценку спроса и предложения на рынке, определение долей участников рынка, направила в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере услуг общедоступной электросвязи. Результаты анализа, проведенного ФАС России, свидетельствуют о том, что рынок услуг телефонной связи из состояния естественной монополии переходит в состояние конкурентного рынка.
Предложения ФАС России включают в себя исключение из сфер естественных монополий услуги междугородной телефонной связи. Мы не усматриваем для потребителей никаких рисков от этого решения – потребитель может как выбрать одного из 8 операторов фиксированной телефонной связи (напомним, что тарифное регулирование применяется только в отношении одного из них – ОАО "Ростелеком"), так и совершить звонок по сети сотовой связи.
Единственное, что, вероятно, может вызывать опасения участников рынка, – это то, что после дерегулирования услуги междугородной телефонной связи государственным и муниципальным заказчикам теперь придется закупать исключительно по конкурсным процедурам, тогда как сейчас они могут приобретаться у единственного исполнителя.
Это никак нельзя отнести к минусам, так как по результатам проведения торгов (в некоторых случаях они проводятся – это зависит от воли заказчика) цена на услуги падает до 60%.
Мы ожидаем, что предложения ФАС России будут рассмотрены Правительственной комиссией по связи не позднее 1 квартала 2016 г.
– Расскажите, пожалуйста, как идет реализация первого этапа внедрения принципов справедливого роуминга, предусмотренного дорожной картой.
– Реализация первого этапа дорожной карты проходит успешно, переговоры по снижению межоператорских ставок на момент обсуждения в сентябре 2015 г. были еще не завершены.
При этом операторы связи выразили уверенность, что переговоры будут успешны и завершатся в декабре 2015 – январе 2016 г., при этом многие операторы связи, например российские, казахстанские операторы, уже сформировали новые предложения для потребителей.
С учетом заявленных намерений операторов сотовой связи наших стран реализовать принципы справедливого роуминга оценку результатов первого этапа было решено провести в марте 2016 г. Также члены рабочей группы решили провести анализ предложений операторов связи на предмет возможного выявления антиконкурентных практик: в случае, если в результате анализа конкурентное ведомство стороны выявит в предложениях операторов:
В декабре 2015 г. антимонопольные органы должны провести указанный анализ и обменяться результатами – мы полагаем, что этот шаг способствует завершению первого этапа дорожной карты с планируемыми результатами – снижением тарифов на услуги связи в роуминге.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2015
Посещений: 3105
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций