В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
С какими достижениями проект Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) завершает 2012 г.?
- О достижениях говорить всегда приятно. Хотя впереди еще много работы - в новый год мы входим с усталой, но довольной улыбкой. ЕМИАС вошла во все поликлиники города - это первое и самое главное; нам удалось охватить весь мегаполис, сделать жизнь пациентов поликлиник, врачей легче и организованнее.
Каждый восьмой москвич уже оценил преимущества системы и записался на прием к врачу через электронную регистратуру, а многие освоили и дистанционные способы записи - через сайт, приложение в мобильном телефоне или по телефону единой службы записи. Без очередей, потерянного времени и нервов.
И если сначала консультанты ЕМИАС прицельно работали с посетителями поликлиник, объясняя им правила электронного расписания и порядок записи к специалистам через инфоматы, то теперь мы вышли на новый уровень: идет серьезнейшая работа с сотрудниками районных поликлиник, проводятся занятия по компьютерной грамотности для врачей и медперсонала. Здесь данные тоже радуют - уже в 111 поликлиниках города работе с системой обучены все врачи, всего же за год компьютер освоило более 11 тысяч сотрудников поликлиник. Если подумать, что совсем недавно в наших городских поликлиниках компьютер был экзотикой, то итоги года впечатляют. Но, как я сказал ранее, работы впереди еще много.
Каковы основные приоритеты развития (планы) ЕМИАС на 2013 г.?
- Совсем скоро москвичи станут обладателями электронных медицинских карт, разрабатываемых с учетом передового мирового опыта. Главным приоритетом для ЕМИАС остается информатизация лечебно-диагностического процесса в наших медицинских учреждениях. Поэтапное внедрение СИМИ (системы ведения электронных медицинских карт) сделает ненужным использование старой, пухлой и растрепанной медкарточки, пылящейся на полке в регистратуре. Это если говорить простым языком.
Для ваших читателей скажу, что мы привлекли к разработке СИМИ ведущих британских и австралийских специалистов, главных методологов и разработчиков стандартов медицинской информатики. Опыт стран-предшественниц поможет Москве не изобретать велосипед, а использовать лучшие мировые практики и единые стандарты работы с электронными медицинскими записями. Привлечение иностранных специалистов - это не только обязательная мера, применяемая в случае принятия международных стандартов, а стратегический шаг, позволяющий проанализировать обширный зарубежный опыт и загодя подготовиться к возможным проблемам, избежав ошибок предшественников. Реализация подобных проектов в мире в среднем занимала от 3 до 5 лет, и первые 2 года были посвящены созданию и согласованию единой справочной и нормативной базы, приведению документов к одному формату и стандарту. А мы, начав со стандартизации, постараемся избежать ошибок и прийти к нужному результату не только с наименьшими потерями, но и чуть раньше своих предшественников.
Если говорить о планах в общем, то в будущем году нам предстоит в полном объеме внедрить сервис комплексного управленческого учета (СКУУ) ЕМИАС. Этот сервис объединит бухгалтерско-кадровые службы ГУЗов. Новый сервис позволит снизить затраты на сопровождение информации в лечебно-профилактических учреждениях, централизовать управление расходами на информационные системы, создать единую информационную базу, повысить достоверность учетных данных, унифицировать нормативно-справочную информацию.
Таким образом, одним из важнейших шагов станет автоматизация всех процессов финансово-экономической и административно-хозяйственной деятельности как департамента здравоохранения города Москвы, так и всех его окружных дирекций и подведомственных учреждений.
В 2013 г. будет введен еще один важный сервис - система персонифицированного учета (СПУ). Система будет регистрировать и хранить все данные по оказанию пациенту медицинской помощи, а значит значительно облегчит управленческую отчетность и принесет огромную пользу городу. Автоматизированным станет процесс выписки рецептов и направлений, для этого планируем дооснастить компьютерами поликлиники, чтобы в каждом кабинете стояло по две машины - врачу и медсестре. Хотелось бы уделить особое внимание врачам, работающим на вызовах, ведь доля их работы с документацией доходит до 50%. Этих специалистов следует обеспечить мобильными устройствами и, возможно, каналами связи для работы в ЕМИАС, чтобы врач всегда и везде имел доступ к электронной медкарте пациента, мог оперативно, на месте, выписать назначение и рецепт в электронном виде. ЕМИАС и дальше будет углубляться в поддержку столичной реформы здравоохранения в части построения трехуровневой системы. Будем экспериментировать, пробовать разные подходы и выбирать наиболее эффективные. По результатам эксплуатации СУПП (системы управления потоками пациентов), то есть электронной очереди, в новый год мы входим с уверенностью, у системы есть резерв возможностей оказывать квалифицированную медпомощь.
В планах на год и автоматизация процессов, связанных с профосмотрами, диспансеризацией, вакцинациями, вызовами врача на дом, работой среднего медперсонала, ведением разнообразных журналов и листков нетрудоспособности. Уже сейчас мы начинаем тестирование подобных программ в отдельных учреждениях.
Каково будущее информатизации здравоохранения в России? Какие проблемы при этом возникают?
- Сказать однозначно невозможно, не проведя серьезного исследования программы модернизации 2011-2012 гг. Налицо и положительные и отрицательные моменты. Из безусловно положительных - это деньги, которые пошли в регионы, стимулировали развитие бизнеса и поддержку государственных интересов. С другой стороны, многие ОУЗ различных уровней, не привыкшие к таким деньгам и масштабным задачам, не в состоянии были рационально ими распорядиться в силу отсутствия как банального опыта, так и глубокой методологической и нормативной подготовки. К старту модернизации не были решены ключевые вопросы, связанные со стандартизацией информационного обмена, не выработаны четкие требования и понимание - чего же мы хотим от IT-систем разных уровней: ЛПУ - город - регион - страна, не были определены пути построения инфраструктур и баланса между SaaS и децентрализованными решениями. Можно сколько угодно пытаться подвести черту под прошедшими двумя годами модернизации, но, как нам видится, итоги подводить пока рано - работа только началась, и нам сейчас нужно понять ошибки и успехи, скорректировать цели и продолжить двигаться вперед.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2012
Посещений: 8438
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций