Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Информационно-коммуникативные технологии в Москве: итоги 2015 г. и перспективы развитияInformation and Communication Technologies in Moscow: results of 2015 and prospects for development

Информационные технологии развиваются в Москве быстрыми темпами. Так, столичная система видеонаблюдения на данный момент считается одной из самых крупных в мире. Как удалось добиться таких результатов и как внедряются основные IT-проекты, редакции рассказал Александр Владимирович Горбатько, заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы.

Information technologies develope rapidly in Moscow. For example, city video surveillance system at the moment is considered to be one of the largest in the world. How did Moscow manage to achieve such results, and how city IT-projects are implemented, tells Alexander Gorbatko, Deputy Head of Moscow IT Department.

Александр Горбатько
Заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы
Alexander Gorbat’ko
Deputy Head of the Moscow IT Department

– Как вы можете оценить современный рынок информационных технологий, учитывая тенденцию импортозамещения IT-решений в государственном секторе?
– Поскольку перед нами стоят социально значимые задачи, то определяющими факторами являются высокие технологичность, качество и доступность сервисов, которые мы осуществляем как для органов власти, так и для граждан. Поэтому мы подходим к этому довольно осторожно, проводим анализ рынка и тестируем отечественные решения.

В нашем департаменте уже есть положительные примеры перехода на отечественные решения с импортных. Но это происходит только тогда, когда мы уверены, что они не хуже. Поэтому качество оказания услуги, которую мы делаем, для нас пока приоритетнее, чем импортозамещение ради импортозамещения. Но мы присматриваемся к этому направлению и стараемся сподвигнуть рынок, чтобы он тоже активнее занимался разработками.

– Какие основные IT-проекты и направления деятельности у Департамента информационных технологий г. Москвы?
– В Департаменте можно выделить несколько блоков, один из них – инфраструктурные решения: ЦОД, связь, видеонаблюдение и базовые системы – электронный документооборот, почта и т.п. Есть большой отраслевой блок, основные его направления – доступность и прозрачность управления городом. Это, в частности, такие проекты, как gorod.mos.ru, "Активный гражданин", новый портал мэра и Правительства Москвы mos.ru. Главная их задача – сделать работу власти понятнее для горожан.

Городской Wi-Fi
Для обеспечения студентов ВУЗ города Москвы бесплатным доступом к сети Интернет на территории 91 корпуса общежитий 22 ВУЗов развернута сеть Wi-Fi. Это более 6 тыс. точек доступа. Ежемесячный суммарный объем трафика – около 600 Тбайт, или чуть более 10 Гбайт на пользователя. 521 точка бесплатного доступа к сети Wi-Fi действует на 19 открытых территориях города – в парках, пешеходных зонах и на велодорожках. Объем ежемесячно потребляемых пользователями данных в этих зонах составляет до 6 Тбайт. 383 точки бесплатного доступа установлены в 11 учреждениях культуры города Москвы, самая большая сеть развернута на территории культурного центра "ДК АМО ЗИЛ" (смонтировано 211 точек доступа).

Если говорить в целом обо всех проектах, то мы постоянно занимаемся повышением качества услуг связи как для органов власти, так и для города в целом. Так, например, в наших интересах развитие количества и качества сервисов у операторов связи – и фиксированной, и сотовой. Когда мы заказываем им какие-то услуги, они потом могут перевести их на конечного пользователя. Так было, в частности, с видеонаблюдением. Мы разработали концепцию сервисной модели оказания услуг видеонаблюдения – когда мы не закупаем отдельные камеры, а заказываем у оператора видеоизображение с конкретной точки конкретного качества. Потом операторы связи могут оказать такую услугу на рынке В2В, B2С и т.д.

Другой важный проект – единый ЦОД, который призван собрать все информационные системы в городе в одном месте и обеспечить их централизованное управление, включая контроль за качеством сервисов и безопасностью данных.

Вообще, у нас много проектов, почти в каждой отрасли мы что-то делаем.

Все наши проекты начинались довольно давно – в 2011–2012 гг. К настоящему времени создана огромная инфраструктура, и теперь мы занимаемся повышением качества этих сервисов и уровня доступности для пользователей этих ресурсов. Наглядный пример одного из таких улучшений – городской Wi-Fi, который уже есть практически во всех парках. Мы также стимулируем развитие сотовых операторов, даем им возможность размещать базовые станции на городской инфраструктуре, предоставляем большое количество точек размещения, как итог – зона покрытия постоянно расширяется, а качество связи улучшается.

Очень много проектов реализуется в сфере образования, эта большая работа ведется во всех направлениях – обучение, административные вопросы, автоматизация. Один из наших проектов в этой области – проект "Проход и питание по электронной карте". В московских школах в ее рамках используется специальная карточка учащегося, на которую не только можно класть деньги, но также можно установить определенные ограничения на питание ребенка (например, если есть аллергия на какой-то продукт). Эта система сейчас работает в образовательных организациях, включая дошкольные группы. В режиме реального времени родители могут отследить, например, во сколько пришел/ушел ребенок, что съел и т.д.

Серьезно развивается городской call-центр, на базе которого оказывается вся информационная или техническая поддержка жителей по тем или иным направлениям. Он обеспечивает почти все горячие линии Москвы, туда можно позвонить по любым вопросам (госуслуги, парковки, запись на прием к врачу и т.д.).

Очень важным проектом стала облачная бухгалтерия, которую мы внедряем в органах государственной власти. Принцип работы заключается в том, что есть несколько общегородских ЦОДов, где размещается вся инфраструктура, а органы власти получают уже готовую услугу. Действуют единые правила, единый административный порядок ведения учета основных средств, зарплат сотрудников и т.д. Все это позволяет осуществлять более четкий централизованный контроль. С облачной бухгалтерией проще стало самим учреждениям, в частности школам, которые минимум раз в год должны отчитываться департаменту образования о своей финансово-хозяйственной деятельности. И если раньше им нужно было все выгружать из своих систем, готовить отчеты в определенном виде, то сейчас совместно с департаментом образования мы разрабатываем единую форму отчетности, выгружаем в облачную бухгалтерию, и бухгалтеру на месте остается только нажать кнопку и вывести это все в единой форме. И сам департамент образования может в любой момент изъять любой отчет любой подведомственной организации.

– Существует ли сейчас у города проблема с финансированием проектов испродолжением их реализации в связи с непростой экономической обстановкой в 2015 г.?
– В рамках экономии бюджетных средств мы стараемся находить максимально эффективные решения. Экстенсивный рост закончился, поэтому мы уже более серьезно подходим к каждому из проектов. Финансирование на то, чтобы содержать сервисы на должном уровне, достаточное, просто иногда мы находим какие-то более эффективные способы их эксплуатации и развития. Все проекты идут, активно развиваются, они все востребованы.

– Как вы можете оценить доступность госуслуг на различных сайтах? Удалось ли все реализовать к концу 2015 г.?
– Каждый год количество госуслуг прибавляется, их качество тоже постоянно растет, так же, как и число пользователей. Можно рассмотреть на примере электронного дневника, которым мы начали активно заниматься около полугода назад. Так, если раньше какие-то неполадки были на полдня, то сейчас периодически мы проводим регламентные работы в течение всего 5 минут. На данный момент это очень востребованная система, и мы работаем над тем, чтобы даже таких пятиминутных простоев в ней не было.

Городская система облачной бухгалтерии

Внедрение городской системы облачной бухгалтерии на 88% сократило расходы на сопровождение программ для ведения бухгалтерского учета в органах власти и бюджетных организациях.

Средняя стоимость эксплуатации и поддержки в одной бюджетной организации после внедрения городской системы облачной бухгалтерии составляет 40 тыс. руб.в год против 525 тыс. руб., которые раньше тратились на сопровождение разрозненных систем. До создания системы облачной бухгалтерии в учреждениях использовались до 10 не совместимых между собой локальных систем, общие расходы на поддержку которых превышали 1,3 млрд руб. Таким образом, экономия составляет более 1 млрд в год. К концу 2015 г. Универсальная автоматизированная система бюджетного учета внедрена уже в 1321 учреждении города – в школах, управляющих компаниях, подведомственных учреждениях Департамента культуры и Москомспорта, префектурах.

Пожелания по улучшению все равно еще есть, но сейчас люди уже не жалуются на то, что какая-то услуга не работает, а просто высказывают свои пожелания – что еще они хотели бы иметь в электронном виде.

Очень востребованным оказался такой проект, как "Автокод", с помощью которого можно проверить историю любого автомобиля, оплатить штрафы. Пользователи пишут о том, что хотели бы получать более полную историю авто – когда машина обслуживалась в сервисе, например, и т.д. Мы не все, конечно, можем обеспечить, но постоянно работаем над этим, следим за запросами пользователей.

– Над какими основными IT-проектами по автоматизации и связи вы сейчас работаете? С какими результатами завершаете 2015 г.?
– Сейчас мы занимаемся в основном не внедрением новых проектов, а изменением подходов и структуры старых. Они нацелены на обеспечение взаимодействия между проектами для повышения эффективности. Мы будем добиваться еще большей открытости для горожан, предоставления еще больших данных для населения в целях решения разных вопросов.

– Сейчас во всем мире и в России в частности наблюдается тренд в сфере использования больших данных. Есть ли уже аналитика больших данных в московских ЦОДах, применяется ли она?
– Сейчас есть применение больших данных, но пока в малом объеме. На основании имеющихся данных мы анализируем перемещение потоков населения, а это уже можно использовать для дальнейшего проектирования города – в сферах транспорта, строительства, благоустройства, здравоохранения и т.д. Следующий год точно будет под эгидой больших данных, потому что объединение информационных систем между собой даст возможность собрать большие данные в одном месте. Программных решений для этого предостаточно, но большее значение для нас имеют инфраструктурные решения по обработке больших данных, что намного сложнее. На данный момент проблема также заключается и в анализе и интерпретации больших данных для принятия реальных решений.

– С какими результатами вы завершаете 2015 г.?
– Год мы заканчиваем на позитивной волне – это увеличение количества услуг, пользователей, запросов, потребностей. Например, когда публиковались данные по ЕГЭ в том году, еще наблюдались какие-то небольшие недоработки, но в этом году их уже не было. В ту же минуту, как только мы опубликовали результаты, огромное количество людей зашло их смотреть (а это 20 тыс. пользователей за несколько минут). И никаких технических проблем при этом уже нет. В начале года мы для себя поставили задачу добиться такой стабилизации системы, и сейчас, если судить по обращениям жителей, жалоб на сбои нет.

Несколько лет назад было очень много нареканий по видеонаблюдению, и в 2011 г. мы поменяли подход, сделали систему, в которой сейчас 150 тыс. камер, а уровень их работоспособности – 99,5% единомоментно. Если в прошлом году еще было много обращений по поводу того, что камеры в городе якобы не работают, то в этом году сомневающихся – единицы. Жители даже просят установить дополнительные камеры, понимая, что это повышает безопасность в городе.

– Какие проекты у вашего департамента в приоритете на следующий год?
– Главная задача – дальнейшее развитие всех наших основных проектов, поскольку все они появились не просто так и действительно очень важны для города. Что касается видеонаблюдения, то мы серьезно думаем над тем, чтобы предоставить доступ к системе жителям города, чтобы они могли видеть в онлайн-режиме свой двор, подъезд, работу, улицу и т.д. Это существенно повысит безопасность в городе.

Главное, на что мы ориентируемся в следующем году, как я уже сказал, это работа с большими данными, повышение уровня доступности всех сервисов. Нам важно предоставлять всем нашим пользователям (и сотрудникам органов власти, и жителям города) нужную информацию и нужные им инструменты в нужное для них время и место. Это главная концепция персональных коммуникаций.

– Какие векторы развития в сфере информатизации в государственном секторе вы видите? За какими технологиями будущее?
– Мы много занимаемся повышением эффективности работы систем видеонаблюдения в части внедрения видеоаналитики. Если для "объектовой" видеоаналитики есть какие-то правила и технологии, которые позволяют воплощать эту технологию, то жизнь в городе настолько многогранна и непредсказуема, что обеспечить какие-то четкие правила для видеоаналитики нельзя. Поэтому существующих систем, которые помогут решить городские задачи, просто нет. Мы сейчас активно сами продумываем, разрабатываем и ищем необходимые решения, потому что стандартная видеоаналитика – это лишь базовый детектор (пересечение линии, оставленный предмет, счетчики, массовые скопления и т.д.). Но в городской среде все подобные процессы не запрещены и могут легко возникать, поэтому базовые детекторы для нас бесполезны. Нам либо нужна какая-то их комбинация, либо принципиально иной подход.

Мы используем видеонаблюдение не только в целях обеспечения безопасности, но и для контроля всех процессов жизнедеятельности города – уборка, благоустройство, корректное размещение рекламы, освещение и т.д. Все органы исполнительной власти имеют доступ к видеонаблюдению в рамках своей компетенции и решают свои задачи. Этот принцип тоже не имеет аналогов в мире, потому что обычно система видеонаблюдения создается и воспринимается как архаичная система обеспечения безопасности. Мы же используем ее во всех возможных направлениях.

Мы сейчас также разрабатываем продукты для обеспечения видеонаблюдения другими средствами – например, в перспективе житель сможет со своего телефона снять видео, которое попадет в единый центр хранения данных. Оно будет идентифицировано, авторизовано, и к нему будет возможен доступ всех пользователей системы. В числе наших задач – увеличение количества источников видеоизображения без серьезных затрат бюджета, повышение эффективности обработки видео (здесь мы занимаемся видеоанализом) и увеличение количества пользователей.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2015
Посещений: 2766

Статьи по теме

  Автор

Александр Горбатько

Александр Горбатько

Заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций