Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

IT на транспорте: опыт FESCO

Наталья Бондарь
Директор департамента
информационных технологий
Транспортной группы FESCO

– Наталья Николаевна, какие классы оборудования в сфере IT и телекоммуникаций, на ваш взгляд, необходимы сейчас для транспортной отрасли?
– Необходимости в каких-то особых классах оборудования, специфичных именно для транспортной отрасли, я в настоящий момент не вижу. Все классы IT-оборудования отрасли должны развиваться в рамках общих трендов.

– Какие проекты в сфере IT и коммуникаций были реализованы в 2011 г. в Транспортной группе FESCO?
– В 2011 г. мы вернулись к нашей программе внедрения корпоративной автоматизированной системы управления, ERP-системы (КАСУ). Она стартовала еще в 2008-м, но была приостановлена в связи с кризисом. В настоящее время мы инициировали ее рестарт, закончены отборочные процедуры, ведется ее детальное планирование на ближайшие два года.

В 2011 г. наш бизнес сформулировал подробные требования к целевой функциональности подсистем КАСУ. Была проведена большая работа по всем основным функциональным областям: мы четко сформулировали, чего хотим от будущей интегрированной архитектуры и каким мы видим само внедрение программы.


Транспортная группа FESCO – это крупнейший российский интермодальный транспортный оператор, и понятно, что сразу, в рамках одного релиза программы, сделать единое информационное пространство для всех дивизионов холдинга не представляется возможным. На первом этапе работ КАСУ будет внедрена для ключевых бизнес-единиц линейно-логистического дивизиона – мы будем строить комплексное решение для контейнерных грузов, включая доставку "от двери до двери" и полный спектр экспедиторских и агентских услуг.

Затем этот опыт будет тиражироваться на другие бизнес-единицы группы.

Среди законченных проектов 2011 г. мы внедрили в группе компаний:

  • архитектуру безопасности на основе Cisco Safe, что означает для нас серьезный задел для проактивного подхода в управлении ИБ; мы реализуем, по сути, самообучающуюся интеллектуальную систему безопасности и управления инфраструктурой;
  • систему унифицированных коммуникаций на платформе MS Lynk, и это реализация полного набора функций систем класса Collaboration для коммуникаций в корпоративной среде;
  • систему поддержки ведения проектов;
  • перевод функциональности корпоративного портала на качественно новый уровень;
  • стартовали промышленную эксплуатацию подсистем планирования и контроля – в части консолидации бюджетов и управленческой отчетности. В настоящее время в группе компаний собственными силами автоматизированы все основные процессы в этой области.

Основные бизнес-проекты получают поддержку со стороны IT-подразделений, в том числе проекты слияний и приобретения новых активов. В силу того что единой шины данных по большому счету пока нет, мы поддерживаем ландшафт существующих программных модулей, интерфейсов между ними, стараемся избавляться от дублирующих информационных потоков, создаем новые сервисы.

Транспортная группа FESCO сегодня — это крупнейший национальный интермодальный транспортный оператор, объединяющий возможности морского, железнодорожного, автомобильного транспорта и стивидорного обслуживания на собственных терминалах в крупнейших портах России и СНГ, владеющий разветвленной сетью офисов по всему миру. Сегодня FESCO осуществляет линейные перевозки между портами Дальнего Востока РФ — Владивосток, Находка, Восточный и портами Южной Кореи, Японии, Китая, Тайваня, Вьетнама, США и Канады. Балтийские линии компании обеспечивают судозаходы в порты Санкт-Петербурга, Гамбурга, Роттердама, Антверпена, Бременхафена, Риги, Клайпеды, Котки. Также осуществляются каботажные морские перевозки на Камчатку и в Магадан, на Сахалин и Чукотку.

– Какие направления в области IT и телекоммуникаций будут приоритетными для вашей компании в 2012 г.?
– Сейчас для нас в приоритете программа КАСУ, а также проект консолидации и централизации IT-инфраструктуры, включающий в себя как консолидацию IT-персонала и IT-активов, так и стандартизацию обслуживания последних, централизацию предоставления IT-услуг.

В этом направлении мы также придерживаемся лучших отраслевых практик и методологий, таких как ITSM и его замечательная реализация ITIL. С точки зрения IT все должно быть управляемо: измеримо, прозрачно и предсказуемо. Понятно, что с бизнесом должен осуществляться постоянный диалог, результатом которого и является его равноправное партнерство с IT.

В 2012 г. мы будем развивать наши каналы связи, работать над повышением управляемости IT-процессов, строить ЦОД. Мы выработали четкую стратегию развития данного направления. У нас уже есть свои ЦОД, и мы работаем над их дальнейшей централизацией. Они неплохо обеспечены с точки зрения инфраструктуры, масштабируемы; их работой мы вполне удовлетворены.

На 2012 г. мы наметили также дальнейшее развитие нашей информационно-аналитической системы. Многие процессы планирования, контроля и бюджетирования уже внедрены. Недавно мы приступили к реализации проекта системы производственного планирования. Мы создадим единую методологию производственного планирования, разработаем единые регламенты и автоматизируем эти процессы.

– Используете ли вы облачные технологии, технологии виртуализации?
– В настоящий момент мы не планируем внедрять облачные технологии. Результаты наших исследований на эту тему показали, что этот рынок пока сыроват. Спрос, конечно же, есть, и нам тоже в ближайшем будущем будет интересно вынести в облако прежде всего наши вспомогательные сервисы, такие как корпоративная почта и другие, но это все вопросы не сегодняшнего дня. Но технологии виртуализации мы используем активно уже сейчас.

– Отдаете ли вы какие-либо функции IT-департамента на аутсорсинг?
– Недавно мы задались вопросом, не отдать ли на аутсорсинг IT-системы компании. Провели тщательные расчеты. Оказалось, что наша IT-инфраструктура пока еще достаточно разнородна, поэтому поставщикам услуг вряд ли это будет выгодно, да и мы не будем уверены в надежности и качестве систем, отданных на аутсорсинг. Видится, что сначала необходимо стандартизировать и централизовать инфраструктуру и только после этого говорить о возможности перехода на серьезный аутсорсинг.

– Как вы поддерживаете связь с дочерними и зависимыми компаниями? Используете ли вы технологии видеоконференцсвязи?
– Да, конечно. Все совещания, заседания рабочих групп у нас проходят с использованием технологий видеоконференцсвязи. Мы используем как систему ВКС класса Telepresence (так называемые системы с эффектом присутствия), так и системы ВКС класса Collaboration (так называемые системы коллективной работы, где основная особенность – персонализированный подход, возможности совместной работы с документами).

– Какие меры, на ваш взгляд, могут повысить эффективность отечественной транспортной системы? Какие факторы могут изменить привычный облик транспортной инфраструктуры в стране, подтянув ее до современного мирового стандарта в сфере информационных технологий?
– Эффективность российской транспортной системы может повысить использование иностранного, например корейского и китайского, опыта в сфере производства и эксплуатации транспортной инфраструктуры. Необходимо присмотреться к их темпам и качеству строительства терминалов, железных и автомобильных дорог, к их опыту судостроения.

Региональные авиационные перевозки необходимо развивать за счет реконструкции неиспользуемых военных аэродромов. Также нужно продолжать проектировать и производить отечественную авиатехнику для местных воздушных перевозок. Следует уделить внимание и повышению энергоэффективности транспортных средств. А с точки зрения IT самое важное – это ускорение и упрощение официальных процедур на всем транспортном пути доставки груза. На государственном уровне есть такие важные проекты, как, например, проект "единого окна". Речь идет о том, что данные о корабле и о грузе на его борту должны во время его следования передаваться только один раз и "в одно окно", таким образом можно избежать потери времени и лишних потоков информации, общаясь с пограничниками, таможенниками, экологами и т.п. Сейчас нужно подавать информацию отдельно во все вышеперечисленные инстанции. В таких проектах мы очень заинтересованы, но, к сожалению, они пробуксовывают по различным причинам.

Таким образом, максимальное устранение административных барьеров, а также унификация информационных потоков, избавление от их дублирования, переход на единые базы данных, усиление роли Министерства транспорта как единого координатора, безусловно, смогут подтянуть отечественную транспортную инфраструктуру до мирового уровня. В настоящее время активно обсуждаются специфичные технологии, связанные с использованием инфокоммуникационных приложений в диапазоне от RFID до спутников. Но у нас все это пока еще в разработке. А вообще, транспортную логистику, конечно же, интересуют вопросы применения новых продуктов и технологий для решения производственных задач, но самое главное, на мой взгляд, – это задачи интеграции информационных систем различных участников рынка.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2012
Посещений: 7692

Статьи по теме

  Автор

Наталья Бондарь

Наталья Бондарь

Директор департамента
информационных технологий
Транспортной группы FESCO

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций