В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
– Наталья Николаевна, какие классы оборудования в сфере IT и телекоммуникаций, на ваш взгляд, необходимы сейчас для транспортной отрасли?
– Необходимости в каких-то особых классах оборудования, специфичных именно для транспортной отрасли, я в настоящий момент не вижу. Все классы IT-оборудования отрасли должны развиваться в рамках общих трендов.
– Какие проекты в сфере IT и коммуникаций были реализованы в 2011 г. в Транспортной группе FESCO?
– В 2011 г. мы вернулись к нашей программе внедрения корпоративной автоматизированной системы управления, ERP-системы (КАСУ). Она стартовала еще в 2008-м, но была приостановлена в связи с кризисом. В настоящее время мы инициировали ее рестарт, закончены отборочные процедуры, ведется ее детальное планирование на ближайшие два года.
В 2011 г. наш бизнес сформулировал подробные требования к целевой функциональности подсистем КАСУ. Была проведена большая работа по всем основным функциональным областям: мы четко сформулировали, чего хотим от будущей интегрированной архитектуры и каким мы видим само внедрение программы.
Транспортная группа FESCO – это крупнейший российский интермодальный транспортный оператор, и понятно, что сразу, в рамках одного релиза программы, сделать единое информационное пространство для всех дивизионов холдинга не представляется возможным. На первом этапе работ КАСУ будет внедрена для ключевых бизнес-единиц линейно-логистического дивизиона – мы будем строить комплексное решение для контейнерных грузов, включая доставку "от двери до двери" и полный спектр экспедиторских и агентских услуг.
Затем этот опыт будет тиражироваться на другие бизнес-единицы группы.
Среди законченных проектов 2011 г. мы внедрили в группе компаний:
Основные бизнес-проекты получают поддержку со стороны IT-подразделений, в том числе проекты слияний и приобретения новых активов. В силу того что единой шины данных по большому счету пока нет, мы поддерживаем ландшафт существующих программных модулей, интерфейсов между ними, стараемся избавляться от дублирующих информационных потоков, создаем новые сервисы.
– Какие направления в области IT и телекоммуникаций будут приоритетными для вашей компании в 2012 г.?
– Сейчас для нас в приоритете программа КАСУ, а также проект консолидации и централизации IT-инфраструктуры, включающий в себя как консолидацию IT-персонала и IT-активов, так и стандартизацию обслуживания последних, централизацию предоставления IT-услуг.
В этом направлении мы также придерживаемся лучших отраслевых практик и методологий, таких как ITSM и его замечательная реализация ITIL. С точки зрения IT все должно быть управляемо: измеримо, прозрачно и предсказуемо. Понятно, что с бизнесом должен осуществляться постоянный диалог, результатом которого и является его равноправное партнерство с IT.
В 2012 г. мы будем развивать наши каналы связи, работать над повышением управляемости IT-процессов, строить ЦОД. Мы выработали четкую стратегию развития данного направления. У нас уже есть свои ЦОД, и мы работаем над их дальнейшей централизацией. Они неплохо обеспечены с точки зрения инфраструктуры, масштабируемы; их работой мы вполне удовлетворены.
На 2012 г. мы наметили также дальнейшее развитие нашей информационно-аналитической системы. Многие процессы планирования, контроля и бюджетирования уже внедрены. Недавно мы приступили к реализации проекта системы производственного планирования. Мы создадим единую методологию производственного планирования, разработаем единые регламенты и автоматизируем эти процессы.
– Используете ли вы облачные технологии, технологии виртуализации?
– В настоящий момент мы не планируем внедрять облачные технологии. Результаты наших исследований на эту тему показали, что этот рынок пока сыроват. Спрос, конечно же, есть, и нам тоже в ближайшем будущем будет интересно вынести в облако прежде всего наши вспомогательные сервисы, такие как корпоративная почта и другие, но это все вопросы не сегодняшнего дня. Но технологии виртуализации мы используем активно уже сейчас.
– Отдаете ли вы какие-либо функции IT-департамента на аутсорсинг?
– Недавно мы задались вопросом, не отдать ли на аутсорсинг IT-системы компании. Провели тщательные расчеты. Оказалось, что наша IT-инфраструктура пока еще достаточно разнородна, поэтому поставщикам услуг вряд ли это будет выгодно, да и мы не будем уверены в надежности и качестве систем, отданных на аутсорсинг. Видится, что сначала необходимо стандартизировать и централизовать инфраструктуру и только после этого говорить о возможности перехода на серьезный аутсорсинг.
– Как вы поддерживаете связь с дочерними и зависимыми компаниями? Используете ли вы технологии видеоконференцсвязи?
– Да, конечно. Все совещания, заседания рабочих групп у нас проходят с использованием технологий видеоконференцсвязи. Мы используем как систему ВКС класса Telepresence (так называемые системы с эффектом присутствия), так и системы ВКС класса Collaboration (так называемые системы коллективной работы, где основная особенность – персонализированный подход, возможности совместной работы с документами).
– Какие меры, на ваш взгляд, могут повысить эффективность отечественной транспортной системы? Какие факторы могут изменить привычный облик транспортной инфраструктуры в стране, подтянув ее до современного мирового стандарта в сфере информационных технологий?
– Эффективность российской транспортной системы может повысить использование иностранного, например корейского и китайского, опыта в сфере производства и эксплуатации транспортной инфраструктуры. Необходимо присмотреться к их темпам и качеству строительства терминалов, железных и автомобильных дорог, к их опыту судостроения.
Региональные авиационные перевозки необходимо развивать за счет реконструкции неиспользуемых военных аэродромов. Также нужно продолжать проектировать и производить отечественную авиатехнику для местных воздушных перевозок. Следует уделить внимание и повышению энергоэффективности транспортных средств. А с точки зрения IT самое важное – это ускорение и упрощение официальных процедур на всем транспортном пути доставки груза. На государственном уровне есть такие важные проекты, как, например, проект "единого окна". Речь идет о том, что данные о корабле и о грузе на его борту должны во время его следования передаваться только один раз и "в одно окно", таким образом можно избежать потери времени и лишних потоков информации, общаясь с пограничниками, таможенниками, экологами и т.п. Сейчас нужно подавать информацию отдельно во все вышеперечисленные инстанции. В таких проектах мы очень заинтересованы, но, к сожалению, они пробуксовывают по различным причинам.
Таким образом, максимальное устранение административных барьеров, а также унификация информационных потоков, избавление от их дублирования, переход на единые базы данных, усиление роли Министерства транспорта как единого координатора, безусловно, смогут подтянуть отечественную транспортную инфраструктуру до мирового уровня. В настоящее время активно обсуждаются специфичные технологии, связанные с использованием инфокоммуникационных приложений в диапазоне от RFID до спутников. Но у нас все это пока еще в разработке. А вообще, транспортную логистику, конечно же, интересуют вопросы применения новых продуктов и технологий для решения производственных задач, но самое главное, на мой взгляд, – это задачи интеграции информационных систем различных участников рынка.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2012
Посещений: 7720
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций