В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Андрей Борисович, расскажите, пожалуйста, какие классы оборудования в сфере IT и телекоммуникаций, на ваш взгляд, необходимы сейчас для транспортной отрасли и почему?
- Железнодорожный транспорт всегда был одним из первых двигателей новейших достижений науки и техники. Здесь разрабатываются и с успехом применяются новейшие средства и методы автоматизации сложнейших технологических процессов железнодорожного транспорта. Дорожные И ВЦ в основном используют серийное оборудование (телекоммуникационное, принтеры, рабочие станции, сервера, мейнфреймы). В то же время на транспорте присутствует оборудование, разработанное специально под конкретные железнодорожные задачи (датчики нагрева букс и т.д.). Поэтому для нас важнейшими критериями для оценки оборудования являются минимальные издержки при эксплуатации, преемственность всей линейки оборудования, максимальная универсальность и масштабируемость, небольшое энергопотребление, оперативная служба поддержки, надежность и возможность его применения для широкого спектра поставленных задач. На текущий момент важным фактором является возможность подготовки специалистов для использования оборудования.
На сегодняшний день практически не остается объектов на Российской железной дороге, которые не имели бы отношения к информационным технологиям.
Московский ИВЦ был образован в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и указанием МПС 20 октября 1961 г. и является крупнейшим и старейшим центром на сети Российских железных дорог.
Расскажите, пожалуйста, подробнее про используемые дата-центры.
- С 2010 г. основным направлением развития ИВЦ на сети дорог является переход от систем дорожного уровня к консолидированным системам путем сосредоточения всей работы в трех центрах обработки данных (ЦОД), которые представляют собой высоконадежные серверные комплексы с многократным дублированием оборудования, при этом для повышения надежности данные из одного ЦОД передаются в другие, поэтому в случае стихийного бедствия или локальной катастрофы система не потеряет своей надежности. ЦОД располагаются на базе Московского, Санкт-Петербургского и Екатеринбургского И ВЦ. Каждый из них обеспечен гарантированной системой электропитания: подведение двух линий электропередачи от разных независимых подстанций и подключение к автономному источнику электроэнергии.
Сейчас в ОАО "РЖД" всего два центра, где располагаются мейнфреймы АСУ "Экспресс-3" - Московский и Санкт-Петербургский ИВЦ.
Андрей Борисович, можете обозначить общие направления развития IT-инфраструктуры в вашем информационно-вычислительном центре?
- Общие направления развития, по которым движется наша компания, не очень отличаются от того, что сейчас происходит в других: активно используются мэйнфреймы, оптимизируется их надежность, быстрота, многофункциональность.
Основным критерием нашей работы является обеспечение высокой эффективности и надежности предоставления информации, развитие всех прикладных систем, используемых на транспорте.
Кроме того, с принятием закона о персональных данных важную роль в работе играет обеспечение информационной безопасности.
На Московском ИВЦ довольно большие объемы обрабатываемой информации. Не подумывали ли вы о том, чтобы передать часть в облако?
- В настоящий момент мы не планируем внедрять облачные технологии. Мы пришли к выводу, что пока этот рынок не может удовлетворить наши ожидания. Нам будет интересно перенести в облако часть нашей инфраструктуры, но эти вопросы не ближайшего будущего, а технологии виртуализации мы используем уже сегодня.
При покупке билета вводятся паспортные данные человека, эти данные отправляются на ваши серверы. Как происходит защита персональных данных?
- В 2010 г. ОАО "РЖД" приняло Концепцию корпоративной безопасности в условиях реформирования, регламент "О порядке предоставления доступа к информационным системам ОАО "РЖД". Все это направлено на выполнение требований закона РФ о персональных данных. Все персональные данные при передаче по СПД обязательно шифруются.
Какие направления в области IT и телекоммуникаций будут приоритетны в 2013 г. для вашей компании?
- Московский информационно-вычислительный центр является структурным подразделением главного вычислительного центра ОАО "РЖД", объединяющим ИВЦ на всех дорогах. Основная наша задача состоит в качественном и надежном обеспечении ОАО "РЖД" информацией. Приоритетным направлением нашей работы является автоматизация технологических процессов, диспетчеризации перевозочного процесса и системы учета и планирования. Продолжается непрерывный процесс расширения функционального состава Автоматизированной системы оперативного управления перевозочным процессом, углубляется взаимодействие со смежными системами. Главным направлением развития системы становится создание единой базы данных - основы автоматизации перевозочного процесса.
Кроме того, продолжаются работы по интеграции с IT-инфраструктурой некоторых внешних организаций (банковская сфера, зарубежные системы продажи билетов и т.д.). Очень перспективными являются технология виртуализации, централизация функции администрирования, консолидация ресурсов. Необходимо развивать наши каналы связи, особенно "последнюю милю", работать над повышением управляемости IТ-процессов.
Какие проекты в сфере IT и коммуникаций были реализованы в 2012 г.?
- Продолжается процесс централизации автоматизированной обработки финансово-экономической информации, развития единой службы поддержки пользователей, модернизации спд.
Какие факторы, на ваш взгляд, могут изменить привычный облик транспортной инфраструктуры в стране, подтянув ее до современного мирового стандарта в сфере информационных технологий?
- Транспортная сфера в первую очередь нуждается в развитии телекоммуникационной инфраструктуры в регионах.
Что же касается IT, самое важное - оказание помощи в ускорении и упрощении официальных процедур на всем транспортном пути доставки груза.
Эффективность российской транспортной системы, наверное, можно повысить, используя иностранный опыт. Но перенос иностранного опыта на российскую почву должен проходить с учетом национальных особенностей, и в первую очередь таких, как климатические условия и территориальность.
На железной дороге осталось фактически три дата-центра в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Основная специализация у Екатеринбурга -это собственные грузовые информационные расчеты, то есть на них вся Сибирь, все, что восточнее, до Сахалина, и на этих дата-центрах - половина комплексов по финансовым и трудовым ресурсам всей железной дороги. В Санкт-Петербурге - своя часть грузовых (Санкт-Петербург, Ярославль), своя часть пассажирских и вторая половина финансовых и трудовых ресурсов. В Москве - пассажирские и грузовые перевозки, причем Московская дорога не столько по объемам перевозок, сколько по степени разветвленности, которая на все эти информационные ресурсы очень сильно влияет, вполне может соперничать со всеми остальными дорогами, вместе взятыми. По крайней мере с дорогами, которые у нас консолидированы - Юго-Восточная, Северо-Кавказская и Приволжская. Количество обслуживаемых дорог в том же Екатеринбурге больше, но сибирские дороги, в общем, прямые, линейные, и ветвей, усложняющих задачу гораздо меньше. По мощностям направленности немного отбалансировали. Еще у нас работает в Москве уникальная система - аналитическая база данных, это вся статистика: пассажирские перевозки, проданные билеты, загрузка вагонов, фактические перевозки, финансовая сторона за год.
В московском ИВЦ практикуется разделение категорий доступности информации. Логично, что не каждый пользователь имеет доступ к различным данным, а только к своему функционалу, к нужным ему расчетам. Решается это так: пишется Web-приложение под весьма серьезную систему, в которую закладывается конкретный функционал для конкретного круга задач, предназначенных для отдельного пользователя. Под ревизоров - свой, под диспетчеров - свой, под отделы статистики - свой и т.д.
Сначала появилась система сервис-деск в вычислительном центре. Она была просто системой, потом превратилась в систему инвентаризации, а сейчас уже в систему, отслеживающую практически все работы. То есть сейчас это система управления вычислительной инфраструктурой. Практически все работы проходят через систему ЕСПП, и даже пользователей при прямых звонках мы направляем в эту систему, потому что там в письменном виде фиксируется и IP-адрес, и время обращения, и в письменном виде пользователи лучше формулируют проблему, чем когда делают это по телефону. Пользователям предоставляется на выбор - либо общаться с оператором, либо пользоваться Web-интерфейсом.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2013
Посещений: 10450
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций