Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мобильный Интернет – помощь ритейлу

Сергей Якушев
Директор департамента
информационных технологий,
"Алеф"

– Какие классы оборудования в сфере IT и телекоммуникаций, на ваш взгляд, необходимы сейчас для ритейла и почему?
– Ритейл, как никто другой, умеет считать деньги, поэтому все новые технологии обязательно исследуются на предмет возможности получения выгоды от использования. Очень большим подспорьем в работе стало активное развитие мобильного Интернета и всего, что с ним связано. Мобильные технологии позволили значительно снизить цены на услуги Интернета и телефонии, что для больших розничных сетей является значительной статьей затрат. Мобильный Интернет также активно используется в качестве резервных каналов связи, учитывая то, что во многих торговых центрах услуги связи предоставляют "местечковые" монопольные структуры, не пускающие других провайдеров и диктующие свои условия обслуживания с поправкой на свою монополию. Также нужно обратить внимание на ПОС-оборудование. Кассовые терминалы и компьютеры – больное место в каждой розничной сети, к ним предъявляются повышенные требования по надежности и устойчивости функционирования. Учитывая растянутый во времени процесс открытия новых магазинов, часто приходится менять одно оборудование на другое, поскольку текущее снимается с производства, а аналоги не полностью удовлетворяют требованиям. При этом зачастую происходит ухудшение характеристик, что является головной болью для IТ-подразделений.

– Какие направления в области IT и телекоммуникаций являются приоритетными в 2013 году для вашей компании?
– В данный момент активно анализируются решения по системам подсчета покупателей. Уже сейчас достигнут результат почти двукратной экономии, при этом система технически проще и менее затратна в обслуживании. Существует также проект по организации системы видеонаблюдения, сейчас активно идут испытания различного оборудования.

– Какие проекты в сфере IT и коммуникаций были реализованы в 2012 году в вашей компании?
– В 2012 г. была окончательно завершена интеграция BI-системы, создана система управления резервными каналами связи.

Особо хочу остановиться на BI-системе, поскольку сложно недооценивать возможности этого инструмента. Что получила наша компания:

  • четкое понимание, где находится товар (в приемке, на складе, в пути, в магазине), что позволяет строить аналитический отчет, где вплоть до минуты видны все этапы путешествия товара;
  • анализ продаж в разрезе 35 параметров товара (цвет, размер, длина, артикул и т.п.);
  • информацию о количестве чеков в соотношении с количеством зашедших в магазин покупателей в реальном режиме времени. Так называемый процент конвертации косвенно позволяет оценивать работу линейного персонала, работу рекламного отдела и целесообразность расположения конкретного магазина;
  • отправку в виде SMS каждый час менеджерам информации о сумме выручки. Где бы ни находился менеджер, чем бы он ни занимался, он всегда найдет время глянуть на SMS-сообщение, что гораздо проще, чем самому удаленно заходить в систему с ноутбука или аналогичного устройства;
  • оперативную подсортировку товара. Менеджеры в офисе видят реальные остатки и продажи по любому из магазинов и могут сделать подсортировку товара. Также каждый магазин видит остатки товара в любом магазине сети и при необходимости может оформить переброску товара из магазина в магазин, минуя центральный склад.

– Какие меры, на ваш взгляд, могут повысить эффективность отечественного ритейла?
– Одной из главных проблем ритейла я вижу "зоопарк" ПО. Для понимания скажу: у нас в компании всего один программист и весь функционал фронт- и бек-офиса написан на одном языке программирования. В предыдущей компании, где я работал, было 5 программистов и 5 систем. Фонд оплаты труда, согласование и поддержание этих систем были значительны по затратам. Устранение таких ситуаций позволит очень резко повысить эффективность розницы. Поднять эффективность ритейла также позволяет внедрение систем бизнес-анализа. При владении оперативной информацией о продажах, покупательской активности с задержкой не более получаса топ-менеджеры получают мощный инструмент для управления продажами.

– Какие факторы, на ваш взгляд, могут изменить привычный облик ритейл-компаний, подтянув его до современного мирового стандарта в сфере IT?
– Как это ни странно, но не факт, что в рознице надо дотягивать IТ до современного мирового стандарта. Розница более гибкая в этом плане, нежели другие отрасли. Например, в компании еще в 2011 г. было тестовое разворачивание RFID-системы, и она успешно работала, но все плюсы перечеркнула стоимость RFID-меток. Очень активно используются IP-камеры, беспроводные технологии, системы видеоподсчета посетителей, последние новинки рынка торгового оборудования.

В качестве примера могу отметить появление недорогих детекторов валют протяжного типа, определяющих подлинность купюр самостоятельно, тем самым уменьшая вероятность ошибки из-за человеческого фактора.

– Заинтересованы ли ритейлеры в облачных решениях?
– Особой заинтересованности нет. Поскольку нет уверенности в безопасности конфиденциальных данных и многие услуги не являются востребованными. Например, в магазинах не нужны и обычные MS Excel или Word, а облачные – тем более. Какие-то данные убрать в облако тоже проблематично, большая часть информации конфиденциальна. Также магазин должен уметь работать при необходимости автономно, при отсутствии Интернета. Если рассматривать офис, то объем серверного оборудования и его энергопотребление незначительны, чтобы серьезно задумываться о переносе вычислений и обслуживания в облако. Поэтому облачные технологии пока не вызывают особой заинтересованности у ритейла.

– Какие проблемы, связанные с построением IТ-инфраструктуры, возникают при открытии торгового предприятия в регионах?
– На сегодняшний момент проблем нет. Об этом можно было говорить еще лет 10 назад, но на текущий момент открытие магазина в регионах ничем не отличается от открытия в Москве. Даже можно сказать наоборот – расценки на услуги связи в регионах ниже московских, а обслуживание адекватнее и быстрее.

– Каковы, на ваш взгляд, особенности российского рынка e-commerce?
– E-commerce мехового рынка не очень развит в силу специфичности товара и скорее всего не получит развития. С одной стороны, не каждый рискнет покупать недешевую шубу без примерки, а сдругой – не каждый продавец согласится везти на примерку энное количество дорогих изделий.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2013
Посещений: 8021

Статьи по теме

  Автор

Сергей Якушев

Сергей Якушев

Директор департамента
информационных технологий,
"Алеф"

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций