Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Развитие ИКТ-проектов в Республике ДагестанThe development of ICT projects in the Republic of Dagestan

Об основных направлениях развития импортозамещения в госсекторе и ключевых проектах по модернизации и информатизации Республики Дагестан, а также проблемах и вызовах в эксклюзивном интервью редакции рассказал Александр Александрович Иванченко, генеральный директор ОАО "Корпорация развития Дагестана".

On the main directions of development of import substitution in the public sector and key projects to modernize and Informatization of the Republic of Dagestan, as well as the problems and challenges in an exclusive interview tells Alexander Ivanchenko, director general of JSC "Development Corporation of Dagestan".

Александр Иванченко
Генеральный директор ОАО "Корпорация развития Дагестана"
Alexander Ivanchenko
Director General of JSC "Development Corporation of Dagestan"

– Как вы можете оценить современный рынок информационных технологий, учитывая тенденцию импортозамещения IT-решений в государственном секторе?
– Развитие рынка информационных технологий оказывает огромное влияние на экономику страны и является ключевым условием перехода к постиндустриальной экономике. Информационные технологии становятся ключевым источником инноваций, которые способствуют развитию смежных отраслей и общей эффективности экономики.

В последние несколько лет Правительство России уделяет значительное внимание поддержке инноваций. Государство осознает важность диверсификации экономики, считая ее единственным способом обеспечения не зависящего от конъюнктуры на сырьевых рынках экономического роста, повышения производительности труда и конкурентоспособности.

ОАО "Корпорация развития Дагестана" создано Указом президента Республики от 22 июля 2013 г. № 208. Корпорация учреждена с целью обеспечить стремительное социально-экономическое развитие территории Дагестана. Основными целями деятельности Корпорации являются реализация приоритетных проектов главы Республики Дагестан, привлечение государственного и частного финансирования, создание благоприятных условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, устранение административных барьеров для резидентов индустриальных парков и инвесторов, а также инициирование участия промышленных предприятий Республики Дагестан в федеральных целевых и государственных программах РФ. Корпорация проводит мероприятия, в рамках которых осуществляется финансирование прикладных исследований, направленных на решение комплексных научно-технологических задач, включая разработку важнейших, имеющих общегосударственное значение научно-технологических проблем, выполнение исследований межотраслевого характера, направленных на получение принципиально новых возможностей для развития экономики. При кластерном развитии Республики повысится ее конкурентоспособность, появится возможность участвовать в развитии рынка наукоемких импортозамещающих производств РФ. Будут реализованы проекты развития производства инновационной продукции, технологий, систем на территории Дагестана. В рамках работы Корпорации совместно с Федеральным южным университетом будут реализованы программы инновационного развития в области выполнения НИОКР и подготовлены кадры, обеспечивающие разработку и внедрение новых технологий и т.д.

Инновационные проекты, реализуемые организацией, направлены на создание новых прорывных технологий, которые позволят получить принципиально новые научные результаты в исследованиях, чем и обеспечат приоритет российской науки.

На сегодняшний день Корпорацией ведется работа над 12 стартовыми проектами. Финансирование проектов предполагается за счет средств федерального бюджета и частных инвестиций.

Российская отрасль информационных технологий выросла до заметных в масштабе экономики размеров и приобрела стратегический характер.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. – ключевой инструмент реализации государственной политики в сфере инноваций, призванный качественно изменить структуру экономики страны. Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией задачи в сфере инновационного развития, указать на узкие места, а также определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Помимо этого, стратегия задает ряд долгосрочных ориентиров развития инновационного сектора, финансирования фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

Программа импортозамещения в IT в сегодняшних условиях становится государственной и призвана стать ключевым фактором повышения устойчивости страны к внешнему воздействию и защиты ее безопасности. Государственные закупки являются важным инструментом поддержки национальных продуктов. В российской IT-отрасли правят бал западные разработчики. По данным пресс-центра Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, доля используемого в России зарубежного ПО в аппаратной части доходит до 90%.

Тесное взаимодействие отечественных IT-компаний с иностранными вендорами привело к значительному оттоку финансовых средств России за рубеж. По данным издания CRN/RE "IТ-бизнес", ежегодный объем лицензионных отчислений крупнейших иностранных IT-компаний, среди которых Microsoft, SAP, Oracle, Hewlett-Packard, IBM, Cisco, в России достигает 285 млрд руб., что составляет более 40% общего объема российского IT-рынка, причем более 85 млрд руб. из этих средств приходится на расходы государственных организаций.


Основой программы импортозамещения в российской IT-отрасли должно стать обеспечение преференций отечественным разработчикам. В контексте импортозамещения гораздо реалистичнее выглядит стратегия не нестандартного копирования, а создания собственных новых устройств, но по существующим апробированным технологиям производства. Обеспечить одновременно и технологию, и производство является непомерным бременем как для государственного бюджета, так и для бюджета коммерческой организации. Внедрение новых, но уже существующих за рубежом технологий производства позволит обеспечить внутренний рынок всем необходимым.

Разработка собственного ПО – потенциальное направление для импортозамещения в IT-индустрии. Российские разработчики отлично зарекомендовали себя именно в сфере специализированного системного и прикладного ПО. Программисты активно работают на ниве аутстаффинга и создают проекты, в том числе и по заказу крупных зарубежных IT-компаний.

Импортозамещение в сфере IT – шанс для отечественных производителей и разработчиков, особенно для тех сегментов, где уже достигнут определенный уровень развития. Но импортозамещение не должно превращаться в процесс ради самого процесса.

Стоит признать, что Россия довольно-таки серьезно отстает от западного мира в плане развития IT-технологий, несмотря на всю эту эйфорию вокруг импортозамещения, о котором голосят даже немые. Эйфория постепенно проходит, оставляя нас наедине с суровыми реалиями, в которых нам похвастать нечем. И если в центральных округах все более или менее неплохо, то ближе к периферии общество довольно-таки статично, особенно в южных регионах, где сильно влияние традиционного уклада жизни. Поэтому ресурсов и времени на внедрение новаций затрачивается куда больше.

На сегодняшний день приложено немало усилий для продвижения таких проектов, как "Универсальная электронная карта", реализуемая Сбербанком, МФЦ (Многофункциональный центр), "Электронное правительство", которые призваны повысить эффективность предоставления государственных услуг, а также снизить бюрократизацию общества и, соответственно, снизить расходы бюджета на содержание чиновничьего аппарата. Правительство планирует ежегодно выделять до 500 млн руб. на предоставление грантов отечественным разработчикам ПО в рамках реализации плана импортозамещения ПО, утвержденного приказом Минкомсвязи РФ № 96 от 01.04.2015.

– Какие основные IT-проекты уже были реализованы в Республике Дагестан? Как идет процесс информатизации органов государственной власти республики?
– Единая система электронного документооборота (ЕСЭД) уже внедрена во всех органах власти Республики Дагестан. На данном этапе происходит подключение подведомственных организаций. Благодаря системе в органах власти практически перестали направляться в бумажном виде документы на визирование. Но чтобы документ получил юридическую силу, руководитель ведомства должен поставить свою подпись на итоговом бумажном документе.

Большинство органов исполнительной власти и администраций муниципальных образований Республики Дагестан уже начали осуществлять полноценный безбумажный документооборот. Руководители органов власти могут утвердить конечный вариант документа своей электронной цифровой подписью, даже находясь вне своего рабочего места. В безбумажном виде будет осуществляться и межведомственный документооборот между участниками данного пилотного проекта. Это позволит предусмотреть и устранить возможные проблемы перед подключением к новому этапу электронного документооборота всех органов власти Дагестана.

С 2013 г. в Дагестане успешно функционирует бизнес-инкубатор "ПЕРИ Инновации", известный ранее как Plug&Play Dagestan. За время функционирования инкубатора "ПЕРИ Инновации" была получена 271 заявка на статус резидента, состоялось 52 образовательных мероприятия: семинары, мастер-классы и тренинги с участием первоклассных экспертов, занятия по английскому языку, курсы по робототехнике, по программированию и созданию сайтов, которые посетили свыше 7 тыс. человек.


Кроме того, в республике ведется строительство индустриального парка "Кристалл Сити", который расположится на территории площадью 18 гектаров рядом с автодорогой "Махачкала–Аэропорт". "Кристалл Сити" – это масштабный региональный проект, который будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности республики, развитию промышленного потенциала посредством размещения в границах индустриального парка производственных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию, что, в свою очередь, будет стимулировать создание дополнительных рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы.

Проект получил положительное заключение минпромторгинвеста Республики Дагестан и согласован с министерствами и ведомствами республики. Кроме того, создание парка является частью проводимой в республике целенаправленной работы по исполнению указаний руководства страны о создании индустриальных парков и реализации мероприятий приоритетного проекта развития Республики Дагестан "Новая индустриализация".

Помимо этого, в Республике Дагестан функционируют 41 МФЦ и 258 удаленных офисов в крупных поселениях. Основная задача многофункционального центра – комплексное и оперативное оказание государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам в удобном для них месте и режиме, исключая их обращение в разные ведомства. Организация деятельности многофункционального центра существенно повышает качество и сокращает сроки предоставления услуг населению. Многофункциональные центры Республики Дагестан предоставляют около 250 видов услуг 24 федеральных и республиканских ведомств.

– Над какими основными IT-проектами по автоматизации и связи вы сейчас работаете? С какими результатами завершаете 2015 г.?
– Создание регионального информационного центра Республики Дагестан, который способствует обелению финансовых потоков в сфере ЖКХ через внедрение единой информационной системы для начисления платежей за услуги ЖКХ. Проекты в области развития информационно-коммуникационных технологий являются приоритетными, общественно значимыми для нашего региона. Их реализация, помимо прямого экономического эффекта от внедрения новых технологий, способна повлиять на развитие смежных областей, включая социальные. Активная поддержка государством и Министерством связи и массовых коммуникаций России призвана создавать благоприятные условия для совместной работы правительственных органов, операторов-поставщиков новых телекоммуникационных услуг и частных инвесторов и стимулировать развитие телекоммуникационной инфраструктуры, что, в конечном счете, способно обеспечить ежегодный рост ВВП России и предоставить пользователям услуги международного уровня.

– Какие проекты в приоритете на 2016 г.?
– В первую очередь здесь стоит отметить продолжение реализации проекта "Эффективное государственное управление", в рамках реализации которого планируется создание республиканского центра обработки данных (ЦОД) и единого коммутационного стыка органов исполнительной власти Республики Дагестан. Также идет работа по созданию республиканского интернет-портала для внутренних нужд органов государственной власти Дагестана как сервиса по поддержке групп коллективной работы, по предоставлению персонифицированного доступа к рабочим и общекорпоративным данным госсектора. Запланировано внедрение межведомственной электронной корреспонденции (МЭК) как сегмента электронного документооборота с целью избежания несанкционированного доступа к информации госсектора путем размещения серверов электронной почты, файловых хранилищ и т.д. на собственных ресурсах министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан. Запланировано и внедрение первого этапа межведомственного электронного документооборота в органах исполнительной власти и местного самоуправления.


– Каковы векторы развития в сфере информатизации в государственном секторе вы видите? За какими технологиями будущее?
– Буквально недавно минтрансэнергосвязь Республики Дагестан закончило установку 16 референцных станций высокоточного позиционирования ГЛОНАСС на территории Дагестана, которые обеспечат стопроцентное покрытие территории республики навигационным полем точностью определения координат от 2 до 6 сантиметров. Сейчас специалисты настраивают установленное оборудование. Когда все будет готово, планируется пригласить журналистов в подведомственный министерству Региональный навигационно-информационный центр, где продемонстрируют возможности, которые появились у нас благодаря внедрению технологий ГЛОНАСС на территории Дагестана. Они касаются и слежения за общественным транспортом, в том числе и школьными автобусами. Кстати, здесь мы охватываем также вопросы оперативного оказания скорой медицинской помощи, потому что вовремя сможем передавать на пульт "неотложки" информацию в случае возникновения ЧП.

Сейчас в электронном виде согласовывают внутри ведомства документы и направляют их друг другу практически все республиканские органы власти. На данный момент минтрансэнергосвязь Республики Дагестан приступило к новому этапу развития ЕСЭД (Единой системы электронного документооборота) – подключению подведомственных организаций.

Но главная цель, связанная с ЕСЭД, – это полный отказ от бумаги. На данный момент все равно приходится итоговый вариант документа после всех согласований нести на подпись руководителю в бумажном виде. Это усложняет и тормозит работу системы электронного документооборота. Поэтому мы сейчас запустили пилотный проект с участием 6 органов исполнительной власти и 3 администраций муниципальных образований, которые с помощью электронно-цифровой подписи будут осуществлять абсолютно безбумажный и уже по-настоящему электронный документооборот.

Планируется увеличить охват сигнала 3G и провести связь второго поколения там, где ее вообще нет. Получена поддержка от руководства республики, и уже согласована с некоторыми муниципальными образованиями установка на их территории базовых станций. Поверьте, эта задача не из легких, потому что приходится сталкиваться с протестом со стороны жителей в некоторых селах. Сейчас идет согласование объемов инвестирования с руководством компании оператора связи. Предположительно эта сумма должна составить около 450 млн руб. Проект должен коснуться 140 сел республики.

Примечательно, что проект не совсем рентабельный для оператора связи и носит больше социальный характер, учитывая малонаселенность поселений, где будут устанавливаться новые базовые станции.

В условиях экономической ситуации тяжело запускать какие-то новые системы, поэтому "Корпорация развития Дагестана" сейчас взяла курс на качественное улучшение и завершение уже запущенных проектов.

На сегодняшний день глобальные тенденции развития общества характеризуются все большим ростом масштабов применения новейших информационных технологий. Процессы информатизации пронизывают все сферы жизни общества. Современные технологические системы, становящиеся основой взаимодействия, находятся в прямой зависимости от опережающего развития фундаментальных и прикладных научных исследований. Создание мощных информационных ресурсов, развитых информационных сетей увеличивает наукоемкость социальных и духовных инноваций, механизмов социальных, культурных и политических изменений. Повышение роли информационно-коммуникационных технологий сопутствует также развитию и становлению новой модели государственного управления в регионе. В современных условиях система управления на любом уровне – это, прежде всего, развитая информационная система, так как весь процесс государственного управления базируется на сборе, анализе, обработке, хранении и распространении информации. За счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий в Дагестане обеспечивается качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Комплексное применение ИКТ позволит создать единую информационную систему взаимодействия государства с обществом и бизнесом, а также между отдельными ведомствами, что позволит сэкономить на административных и транзакционных издержках, повысить эффективность деятельности органов государственной власти в области предоставления услуг за счет возросшей скорости их оказания, большей доступности населению и организациям, более простого и понятного интерфейса, а также возрастания их количества и актуальности информации.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2015
Посещений: 4176

Статьи по теме

  Автор

Александр Иванченко

Александр Иванченко

Генеральный директор ОАО "Корпорация развития Дагестана"

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций