Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ГЛОНАСС: итоги развития и состояниеGLONASS: results of development and state

Анализируются достижения и проблемы развития ГЛОНАСС, начиная с 2010 г.

The latest achievements and problems (since 2010) are analyzed [in the article].

Вячеслав Новиков
К.в.н., доцент МГППУ
Vyacheslav Novikov
Candidate of Military Sciences, assistant professor in MGPPU
Ключевые слова:
ГЛОНАСС
Keywords:
GLONASS

Освоение космоса для России всегда было национальной гордостью. Звание великой космической державы страна несла несколько десятилетий, однако в последние годы этот статус несколько пошатнулся. Россию, как будто кто-то сглазил на необъятных просторах Вселенной, одна за одной стали преследовать неудачи в освоении космоса. Особенно эта полоса невезения преследует отечественную программу ГЛОНАСС.

Первый удар

По программе ГЛОНАСС первый удар был нанесен в июле 2010 г. в Ульяновской области: попал в аварию состав, перевозивший ракету-носитель "Протон-М". Перевозимая ракета предназначалась для запуска 2 сентября с Байконура трех навигационных спутников "Глонасс-М".

Что дало это системе ГЛОНАСС?

Спутники "Глонасс-М" (наименование по ОКР: "Ураган-М") – космические аппараты российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС второго поколения. От спутников "Глонасс" отличаются гарантированным сроком активного существования (7 лет). Эти спутники излучают, в отличие от аппаратов предыдущего поколения, уже по два сигнала для гражданских потребителей, что позволяет существенно повысить точность определения местоположения.

СправкаС 1982 г. в эксплуатации находились спутники "Глонасс" (11Ф654). Первый спутник "Глонасс" выведен на орбиту 12 октября 1982 г. Такие аппараты запускались до 2005 г. включительно. В августе 2009 г. из навигационной системы был выведен последний КА "Глонасс". В настоящее время эксплуатируются только спутники модифицированной серии "Глонасс-М", первый из которых был запущен в декабре 2003 г.

Принцип измерения координат аналогичен американской системе навигации NAVSTAR GPS. Основное отличие от системы GPS в том, что спутники "Глонасс-М" в своем орбитальном движении не имеют синхронности с вращением Земли, что обеспечивает им большую стабильность. Таким образом, группировка КА "Глонасс-М" не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существования.

Тактико-технические данные спутника "Глонасс-М"

  • масса – 1415 кг;
  • гарантированный срок активного существования – 7 лет;
  • особенности – 2 сигнала для гражданских потребителей;
  • по сравнению со спутниками предшествующего поколения "Глонасс" точность определения местоположения объектов повышена в 2,5 раза;
  • мощность СЭП – 1400 Вт;
  • начало летных испытаний – 10 декабря 2003 г.;
  • отечественная бортовая ЦВМ на базе микропроцессора с системой команд VA X 11/750 (K 1839).

Второй удар

Программа ГЛОНАСС приняла на себя еще один удар в декабре 2010 г.: ракета-носитель "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс-М" из-за неправильной формулы в технической документации не смогла вывести их на заданную орбиту. Причиной нештатного полета явилось превышение массы разгонного блока ДМ-03: вследствие конструкторской ошибки в формуле расчета заправки жидкого кислорода в инструкции по эксплуатации системы контроля заправки (было залито чрезмерное количество топлива).


Вследствие превышения массы ракета-носитель "Протон-М" отклонилась от курса на 8 град. В результате этого спутники не вышли на расчетную орбиту и упали в несудоходном районе Тихого океана.

Авария не позволила закончить формирование навигационной орбитальной группировки ГЛОНАСС: в случае успеха заработали бы 24 спутника, по восемь в трех плоскостях.

Третий удар

2 июля 2013 г.: ракета-носитель"Протон-М" с разгонным блоком ДМ-03 и тремя навигационными космическими аппаратами "Глонасс-М" упала на космодроме Байконур на первой минуте старта. После старта ракета потеряла устойчивость и рухнула на земную поверхность в 2,5 км от стартовой позиции, полностью разрушилась и сгорела, блок со спутниками уничтожен.

СправкаШтатная орбитальная группировка навигационной системы ГЛОНАСС состоит из 24 космических аппаратов, расположенных в трех орбитальных плоскостях, разнесенных по долготе восходящего узла на 120 град. В каждой орбитальной плоскости должно равномерно размещаться по 8 спутников, что обеспечит устойчивый сигнал. Орбиты навигационных КА имеют следующие характеристики: высота над поверхностью Земли – 19 100 км, наклонение – 64,8 град., период обращения вокруг Земли – 11 ч 15 мин. Такая конфигурация позволяет обеспечивать непрерывное и глобальное покрытие земной поверхности навигационным полем. Данная орбита оптимальна для использования в северных и южных полярных широтах, где сигнал GPS принимается плохо. Сигналы передаются с направленностью 38 град. с использованием правой круговой поляризации, мощностью 316–500 Вт (EIRP 25–27 dBW).

Межведомственная комиссия пришла к выводу, что причиной аварии ракеты "Протон-М", которая должна была вывести на орбиту три спутника системы ГЛОНАСС, стала неверная установка датчиков угловых скоростей (ДУС). В отчете отмечалось, что "дефект проявился в полете, имеет производственный характер". Авария ракеты произошла на ~32,682 с полета вследствие потери стабилизации по каналу рыскания из-за нештатного функционирования ДУС системы управления РН "Протон-М". Разрушение конструкции и падение составных частей РН произошло за пределами стартового комплекса. Жертв и разрушений нет. Задача выведения блока спутников "Глонасс-М" на орбиту не выполнена. Однако падение ракеты "Протон-М" не оказало серьезных последствий на работу орбитальной группировки системы ГЛОНАСС.

Почему? Ответ прост. Выручил космодром Плесецк (Архангельская область). 26 апреля 2013 г. ракета-носитель "Союз-2.1б" с разгонным блоком "Фрегат" и космическим аппаратом "Глонасс-М" № 747 стартовала с космодрома в 9 ч 23 мин. мск. Это первый запуск за последние два года по программе поддержания спутниковой группировки ГЛОНАСС. Пуск выполнен совместным расчетом специалистов Минобороны России и предприятий ракетно-космической промышленности. 5 июля 2013 г. спутник "Глонасс-М" № 747, выведенный на орбиту 26 апреля 2013 г., вошел в состав орбитальной группировки ГЛОНАСС, что позволило применять по целевому назначению 24 спутника. А вот довести орбитальную группировку до 32 КА не удалось.

СправкаВпервые с космодрома Плесецк космический аппарат системы ГЛОНАСС был запущен 26 февраля 2011 г. Это был первый запуск космического аппарата нового поколения "Глонасс-К". Ранее все запуски спутников "Глонасс" проводились с космодрома Байконур. Кроме того, для запуска спутника системы ГЛОНАСС впервые применялась ракета-носитель среднего класса "Союз-2.1б". Новый носитель с улучшенными тактико-техническими характеристиками полностью создается предприятиями, расположенными на территории России, и позволяет существенно расширить номенклатуру выводимых космических аппаратов среднего и легкого классов. "Союз-2" рассчитан как на прямое выведение, так и на использование разгонного блока "Фрегат". Энергетические возможности носителя и использование цифровой системы управления позволяют заметно увеличить массу выводимого полезного груза и габариты доставляемых на орбиту космических аппаратов.
Новая версия РН "Союз-2.1б" обеспечивает повышение массы выводимого полезного груза на низкую орбиту высотой 200 км по сравнению с ракетой-носителем "Союз" на 1100–1200 кг.

Аналитическая обработка статистики запусков ракет-носителей "Протон-М" показала на август 2013 г., что РН "Протон-М" стартовала 74 раза, из которых 66 были полностью успешными (89,2%). 54 пуска, произведенные под эгидой ILS – International Launch Services (по контракту с ILS), из них 50 были успешными (92,6%), а для спутников России успех составляет (0,8%). Почему только 0,8? Комиссия, расследовавшая причины аварии на Байконуре 2 июля, предложила комплекс мероприятий по недопущению повторения подобных чрезвычайных ситуаций. По данным Федерального космического агентства (Роскосмос), запуски ракет-носителей "Протон-М" возобновились 30 сентября 2013 г.

На заседании правительственной комиссии по реструктуризации ракетно-космической отрасли России заместитель председателя правительства Д.О. Рогозин отметил, что авария ракеты "Протон-М" со спутниками "Глонасс-М" не нанесла "существенного ущерба" работе группировки. "Развитая группировка системы ГЛОНАСС имеет необходимый резерв", но утраченные в результате аварии спутники надо восполнить.

По данным информационно-аналитического центра Роскосмоса, по состоянию на 5 июля 2013 г. в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС 29 спутников, из них 24 используются по целевому назначению, один спутник временно выведен на техобслуживание, три спутника находится в резерве и один ("Глонасс-К") – на этапе летных испытаний.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 разработана новая программа, направленная на обеспечение поддержания, развития и создания условий для широкомасштабного использования системы ГЛОНАСС. ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 гг.» (далее – программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. с общим объемом бюджетного финансирования 326,5 млрд руб.

Программой предусмотрено развитие всех структурных элементов системы ГЛОНАСС. Для поддержания орбитального сегмента предусмотрены работы по изготовлению 13 спутников "Глонасс-М" и 22 спутников "Глонасс-К". Спутники "Глонасс-М" будут запускаться для замены выработавших ресурс КА в период до завершения летных испытаний спутниками нового поколения "Глонасс-К". По мере выработки ресурса спутниками "Глонасс-М" будет производиться их плановая замена на "Глонасс-К".

Доступность навигационного поля системы ГЛОНАСС в настоящее время составляет:

  • на территории России – 100%;
  • глобально – 100%.

Для сравнения: в 2002 г. глобальная доступность навигационного поля системы ГЛОНАСС составляла 18%.

Точность системы ГЛОНАСС обеспечена на конкурентоспособном уровне – со среднеквадратическим отклонением 5,6 м, что удовлетворяет требованиям большинства потребителей. Для сравнения: в 2006 г. эта величина составляла 35–50 м.

Выводы

Таким образом, полностью развернута российская космическая навигационная система ГЛОНАСС, которая обеспечивает глобальную непрерывную навигацию на поверхности Земли и на высотах до 2000 км и на текущий момент времени сопоставима по основным характеристикам (точность, доступность, оперативность) с американской системой GPS.

Система ГЛОНАСС предназначена для предоставления на постоянной основе навигационных услуг отечественным и зарубежным потребителям. Однако запросы пользователей к характеристикам навигационного поля постоянно возрастают. Созданные цифровые навигационные карты со временем теряют актуальность.

Необходимо обеспечивать конкурентоспособность системы ГЛОНАСС не только в условиях растущих требований потребителей, но и в условиях непрерывного совершенствования системы GPS, форсированного развертывания конкурирующих систем GALILEO и COMPAS.

СправкаОбщая стоимость РН "Протон-М" с блоком ДМ или "Бриз-М" в середине 2011 г. составляла порядка 2,4 млрд руб. (около $80 млн или 58 млн евро). Эта цена складывается из стоимости самой РН "Протон" (1,348 млрд), РБ "Бриз-М" (420 млн), доставки компонентов на Байконур (20 млн) и комплекса услуг по запуску (570 млн).

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2013
Посещений: 6372

Статьи по теме

  Автор

Вячеслав Новиков

Вячеслав Новиков

К.в.н., доцент

Всего статей:  7

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций