В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
— Александр Владиславович, в но ябре 2012 г. "Ингосстрах" застраховал на год все действующие спутники серии "Экспресс AM". Как исчисляется остаточная стоимость спутников?
— Исчисление остаточной стоимости КА для целей страхования осуществляется ФГУП "Космическая связь" по специальным методикам с учетом их амортизации. В некоторых случаях, когда происходит страховая выплата по частичной гибели КА, учитывается и сумма выплаты.
— Отличается ли процедура страхования российских спутников от обычной процедуры страхования на орбите действующих зарубежных спутников?
— Принципиальное различие заключается в различии законодательств. Западные (европейские) страхователи имеют право непосредственно обращаться к страховому брокеру с поручением на размещение риска запуска или орбитальной эксплуатации КА среди андеррайтеров мирового страхового рынка, имеющих требуемый рейтинг финансовой устойчивости. После этого страховой брокер, проведя переговоры с андеррайтерами и получив их согласие, формирует защиту, соответствующую требованиям страхователя по цене, полноте покрытия и надежности страховщиков. В российском законодательстве установлено, что страхователь имеет право заключить договор страхования только с российскими страховыми компаниями, а если он является казенным предприятием или ФГУП, то должен провести конкурс по выбору страховщика. Далее уже страховщик, выигравший конкурс, поручает страховому брокеру провести размещение риска на международном и российском страховых рынках и сформировать перестраховочную защиту, соответствующую условиям договора страхования. Таким образом, на Западе каждый андеррайтер отвечает только по своей доле риска, а в России страховщик отвечает по всему риску.
— В последние несколько лет было несколько неудачных запусков российских РН. Эти неудачи повлияли на сумму страхования на российском рынке и на зарубежном?
— Наверное, имеется в виду не страховая сумма — она зависит только от стоимости объекта страхования, а страховые тарифы и котировки. В этом случае можно сказать, что такое влияние есть и оно тем существеннее, чем больше отказов и аномалий отмечено на том или ином образце космической техники. После очередной аварии РБ "Бриз-М" западные андеррайтеры существенно уменьшили свои доли в российских проектах и подняли тарифы, однако ГК НПЦ им. Хруничева были предприняты очень грамотные действия по смягчению ситуации. Для западного страхового рынка была сделана подробная презентация анализа причин аварий. Открытость в обсуждении этих причин с международными экспертами, убедительный план работ по контролю за качеством изготавливаемой космической техники и подтверждение правильности принятых решений несколькими положительными запусками "Протон-М + Бриз-М", позволили разрядить ситуацию.
— Какие виды страхования вообще используются в космической отрасли. Можно ли, например, застраховать риски невозврата инвестиций?
— При страховании космической деятельности обычно используются следующие виды страхования:
Примеров страхования рисков невозврата инвестиций пока нет, но над этим видом страхования интенсивно работают страховщики как за рубежом, так и в России.
— Какие самые удачные и самые не удачные страховые случаи для страховщика и страхователя имели место за 45 летнюю историю "Ингосстраха"?
— Любой страховой случай — это всегда неудача как для страховщика, так и для страхователя. И для обоих это проблемы, связанные с установлением истинных причин аварии и работа с производителями космической техники по недопущению впредь таких случаев.
Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2013
Посещений: 4674
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций