Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Достижение конкурентных преимуществ на телекоммуникационном рынкеAchieving competitive advantage in telecommunications market

В настоящей статье аккумулируется наиболее зарекомендовавшие себя подходы, адаптированные под телекоммуникации с целью выявления внутренних факторов телекоммуникационной компании, влияющих на ее конкурентоспособность, и экономического механизма достижения конкурентных преимуществ телекоммуникационной компанией. В основу легли работы М. Портера, дополненные элементами теорий Д. Мура, а также Г. Хэмела и К. Прахалада и адаптированные для телекоммуникационного рынка (см. рис. 1).

In this article the author accumulates the most proven approaches adapted to telecommunications in order to identify internal factors of telecommunications companythat affect its competitiveness, and economic mechanism of achieving competitive advantage by telecommunications company. The article is based on M. Porter's works, supplemented with elements of D. Moore theories, and G. Hamel and K. Prahalad, and materials adapted for the telecommunications market (see Fig. 1).

Александр Самодуров
Генеральный директор NetOne
Alexander Samodurov
Director General, NetOne
Ключевые слова:
конкурентная стратегия, конкурентоспособность, конкурентное преимущество
Keywords:
competitive strategy, competitive advantage, competitive advantage

Одной из основных целей стратегического менеджмента любой коммерческой организации является достижение конкурентных преимуществ. Это особенно актуально в телекоммуникационной отрасли, конкуренция в которой в последние годы только возрастала. В это же время за последние два десятилетия в экономической науке тоже было предложено немало подходов к пониманию конкуренции и управлению конкурентной стратегий.

Внутренние факторы конкурентной стратегии

Применяя методику М.Портера к отрасли, в телекоммуникационной компании можно выделить ряд базисных внутренние факторы конкурентоспособности (см. таблицу 1).


Таким образом получив базис, необходимо оценить степень влияния каждого фактора на конкурентоспособность оператора связи. Это возможно сделать, например применяя экспертный метод. Проведенный опрос отобранной группы экспертов, имеющих значительный опыт работы в телекоммуникационной отрасли, позволил оценить влияние и значимость предлагаемых факторов. В результате оценки каждый из факторов получил свой средний вес (см. табл. 2).


В табл. 2 факторы конкурентоспособности отсортированы по убыванию их значимости. Наиболее значимые, факторы с наибольшим весом и те, чья сумма весов превышает сумму остальных факторов, могут быть названы основной группой (отмечена бежевым в таблице). Остальные же факторы можно назвать вспомогательной группой факторов. Хотя сумма их весов меньше основной группы, тем не менее с этой группой нельзя не считаться.


В основную группу входит 9 наиболее значимых факторов конкурентоспособности, каждый из которых существенно влияет на работу телекоммуникационной организации. Факторы с оценкой выше 0,9, оказывающие, согласно экспертной оценке, сильное влияние, очевидно, являются критичными для успешной работы организации. Таким образом, основа конкурентного преимущества телекоммуникационной компании определяется факторами основной группы. Нелишним будет напомнить, что представлен не максимально полный набор факторов, а лишь базисный.

Основные факторы конкурентной стратегии

Очевидно, что некоторые основные факторы по своему смыслу относятся к одной группе, обобщив предлагаемую конкурентоспособность и добавив вспомогательную группу как отдельный элемент, получим следующие группы:

  • способы и инструменты продвижения услуг на рынок;
  • эффективность работы персонала;
  • охват сети передачи данных;
  • стоимость услуг;
  • партнерская сеть;
  • техническая стратегия;
  • вспомогательная группа.

Полученный результат можно назвать базисными элементами механизма конкурентоспособности телекоммуникационной компании (см. рис. 2). Каждый из элементов оказывает существенное влияние на конкурентоспособность организации.


Исходя из полученного механизма, можно сформировать рекомендации по достижению конкурентных преимуществ, базирующихся на предложенном механизме, схематично отображенные на рис. 3.


Алгоритм включает в себя несколько шагов, каждый из которых содержит элементы механизма, а те, в свою очередь, – факторы конкурентоспособности оператора связи. Последовательность действий при разработке конкурентной стратегии предполагается сверху вниз, однако каждый из уровней может быть пересмотрен сколько угодно раз. А в процессе деятельности организации может быть сколько угодно итераций.

Литература

  1. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Паблишер, 2011.
  2. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2005.
  3. Хамел Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Г. Хамел, К.К. Прахалад. – М.: Олимп-Бизнес, 2002.
  4. Бойетт Д.Г. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления / Д.Г. Бойетт, Д.Т. Бойетт. – М.: Олимп-Бизнес, 2009.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2014
Посещений: 4940

Статьи по теме

  Автор

Самодуров Александр Михайлович

Самодуров Александр Михайлович

Руководитель отдела информационно-технической поддержки компании "Мастертел"

Всего статей:  4

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций